> Ромек Е.А., Ромек В.Г. Логика эмоций и принципы рационально-эмоциональной поведенческой психотерапии. (2007). Полный текст. | РЭПТ в России и мире

Ромек Е.А., Ромек В.Г. Логика эмоций и принципы рационально-эмоциональной поведенческой психотерапии. (2007). Полный текст.

Ромек Е.А., Ромек В.Г. Логика эмоций и принципы рационально-эмоциональной поведенческой психотерапии. (2007).

Ромек Е.А., Ромек В.Г. Логика эмоций и принципы рационально-эмоциональной поведенческой психотерапии. // Индивидуальные различия в познании и общении: Сборник научных трудов. - Ростов-на-Дону: Изд-во Антей, 2007. - С. 167-176.

«Невроз - это глупое поведение неглупого человека» 
А.Эллис

Что же на самом деле вызывает негативные эмоции?

Главную идею РЭПТ задолго до А. Эллиса сформулировал Эпиктет - римский стоик, живший в I в., - "Людей расстраи­вают не события, а то, как они их воспринимают". Поведение и чувства человека ни коим образом не определяются внешними событиями (стимулами среды) непосредственно. В отличие от других живых существ человек - животное говорящее. А это значит, что все его поведенческие реакции опосредствованы искусственными стимулами, или речью. Говоря проще, наше поведение и чувства регулируются словесными инструкциями. Вначале такие инструкции мы получаем от других людей - ро­дителей, воспитателей, учителей: "Ты не должен есть рука­ми! Это - отвратительно!", "Учись хорошо! Если ты будешь учиться плохо, то ни за что не добьешься успеха в жизни!", "Не трусь! Настоящий мужчина ничего не боится!" и т.п. Позже словесные инструкции интериоризуются и принимают вид внутреннего монолога или диалога с самим собой. В конце концов, они "сворачиваются" во внутренней речи и перестают осознаваться, превращаются в "истины в последней инстан­ции". "Люди должны есть аккуратно", "Я должна добивать­ся успеха во всех делах", "Если кто-то назовет меня трусом, я этого не вынесу!". Таким образом, предложения, которые че­ловек говорит сам себе, становятся его убеждениями и в этом качестве определяют его эмоции.

"Я должна добиваться успеха во всех делах". Представим, что убежденная в этом женщина выступает с речью перед большой аудиторией. Недавно ее назначили директором школы, в которой она раньше работала завучем. Перед началом соб­рания коллектива она снова и снова просматривает свою речь, говоря себе при этом: «От моего сегодняшнего выступления зависит, как ко мне будут относиться коллеги. Если я прова­люсь, меня никто не будет воспринимать как директора». Во время выступления она замечает, что некоторые ее сослуживцы о чем-то перешептываются друг с другом. В ее голове проносятся мысли: "Они не видят во мне директора", "Мне не удалось убедить их, что я смогу руководить школой". Кто-то в зале улы­бается. "Мои идеи кажутся ей глупыми". Другая учительница, ее подруга, зевает. "Даже ей скучно!" - думает новоиспеченная директриса. Через пять минут какая-то учительница встает и направляется к выходу. "Это - провал!" - думает оратор­ша. - "Они не воспринимают меня всерьез!". В результате она чувствует себя подавленной, испытывает стыд и тревожность. 

Что вызвало эти чувства? Поведение коллег во время ее вы­ступления? Конечно, нет. Ее собственные .мысли. Причем лю­бой человек на ее месте испытывал бы те же негативные эмо­ции, если бы думал так же, как она. 

А что должна была бы говорить себе директриса, чтобы в описанной ситуации чувствовать наряду с некоторой обеспокоенностью душевный подъем? Прежде всего, ей нужно было бы скорректировать свое центральное убеждение, примерно таким образом: «Я хотела бы добиваться успеха во всех делах, но это вовсе не значит, что так должно быть». Руководству­ясь этой недогматической установкой, перед началом собрания она сказала бы себе: "Я постараюсь убедить коллег в том, что смогу стать хорошим директором. Но даже, если по какому-­то стечению обстоятельств у меня не получится, это будет только неудачей, досадной неудачей, которая ни в коей мере не будет означать, что из меня ue выйдет хорошего директора". 

Заметив, что во время ее выступления коллеги о чем-то пе­решептываются друг с другом, она подумала бы: "Обменива­ются мнениями - моя программа явно заинтересовала их!". Кто-то в зале улыбается. "Кажется, удалось установить контакт с аудиторией. Ура!". Другая учительница, ее подруга, зевает. "Бедняга так волновалась за меня, что, наверняка, плохо спала сегодня ночью". Через пять минут какая-то учи­тельница встает и направляется к выходу. "В туалет, навер­ное... Пора заканчивать, чтобы не испортить впечатление. Я ведь уже сказала все, что хотела". 

Ситуация осталась прежней. Однако изменение внутренней речи директрисы обусловило бы изменение ее чувств: тревожность уступила бы место обеспокоенности, подавленность и стыд - душевному подъему. 
Таким образом, не события сами по себе, а то, как мы их· воспринимаем, интерпретируем или комментируем, вызывает в нас те или иные чувства. 

«Многие люди ведут себя как дети всю свою жизнь». 

Из того, что чувства и поведение человека прямо связа­ны с его самовербализацией (что, кстати говоря, доказано Л.С. Выготским и его сотрудниками), вытекает важный вывод от­носительно природы эмоциональных расстройств. Источни­ком этих расстройств является нелогичное, нереалистичное, негибкое и незрелое мышление. 

"Мышление невротиков, - писал Эллис, - часто быва­ет магическим, догматическим и нереалистическим.  Они не просто хотят, желают, предпочитают. Они требуют. Они не просто хотят успеха, удовольствий или любви. Они во­ображают себя богоподобными существами - благородны­ми, совершенными, заслуживающими счастья и уважения по праву рождения" (Ellis А. Му philosophy of psychotherapy // J. of Cont. Psychotheгapy. 1973. V.6. №1. Р.13. ) И вследствие этой установки с упорст­вом, достойным лучшего применения, они отказываются от усилий по изменению не устраивающей их действитель­ности. Еще меньше готовы они смириться и принять об­стоятельства, которые нельзя изменить. Вместо этого они выставляют требования. Жизнь, окружающие люди и они сами должны быть такими, какими они хотят их видеть.

  • "Жизнь должна быть справедливой".
  • "Ученики должны любить мой предмет, как люблю его Я". 
  • "Директор должен ценить меня по достоинству". 
  • "В моей жизни не должно быть горя и разочарований".
  • "Дети должны заботиться о своих родителях". 
  • "Я должна добиваться успеха во всех делах" и т.д. и т.п.

Что происходит в результате - не трудно представить. Большую часть своей жизни люди, придерживающиеся по­добных убеждений, проводят, хныча, плача, жалуясь, злясь и отчаиваясь в связи с тем, что их требования не выполняются. Они чувствуют вину, тревожность, стыд, унижение, беспомощ­ность и бессилие, а порой презирают себя. Обычно требова­тельность сопровождается низкой терпимостью к фрустрации, т.е. нетерпимостью к дискомфорту, жизненным трудностям и слабостям окружающих людей. Приверженные ей люди убеж­дены, что другие должны быть добрыми, порядочными, любя­щими и справедливыми, а жизнь не должна причинять горя, страданий и разочарований. Поэтому они быстро переходят от функциональных негативных чувств, таких как печаль, сожа­ление, обеспокоенность, к болезненным чувствам страдания, жалости к себе, гнева и депрессии. 

"Многие люди ведут себя как дети всю свою жизнь", - го­ворил А. Эллис. 

Они воспринимают свои желания как витальные потреб­ности, убеждены, что должны добиваться успеха во всех начи­наниях, что окружающие должны относиться к ним справед­ливо, а их жизненные условия должны быть комфортными и приятными. И когда их догматические требования не выпол­няются - а это происходит сплошь и рядом - они чувствуют себя несчастными. 

"... Постоянно разоблачать ... нелогичное мышление и само­разрушительные вербализации" (А.Эллис). 

Главная цель РЭПТ заключается в выявлении и коррек­тировке иррациональных ("магических") убеждений. РЭПТ помогает сделать их осмысленными, соответствующими ре­альности, жизненным целям человека, интересам его лич­ности. А изменение центральных убеждений влечет за собой изменение и эмоций, и поведения.

Таблица 1.

Иррациональное убеждение Рациональное убеждение 

Родители должны следить за успеваемостью своих детей, а если они этого не делают - значит, они - плохие родители. Я бы хотела, чтобы родители моих учеников следили за успеваемостью своих детей, но если они этого не делают, это вовсе не значит, что они - плохие родители. Они - просто люди, а людям свойственно ошибаться. 

Если я "провалю" открытый урок, это будет ужасно!Если я "провалю" открытый урок, это будет плохо, очень плохо, но это - не конец света! 

Представьте, что, проведя опрос в классе, Вы обнаружили, что, большинство учеников не выполнили домашнее задание и не проявляют интереса к предмету, который Вы преподаете. Вы говорите себе: "А я надеялась, что хоть эту тему они под­готовят как следует. Хотелось бы мне, чтобы ученики любили мой предмет так же, как люблю его я. Но это только мое же­лание и из него вовсе не следует, что так и должно быть. Им не интересно ... Нужно придумать что-нибудь, чтобы повысить их мотивацию". 

В результате Вы чувствуете печаль, разочарование и обеспо­коенность. Эти чувства неприятны, однако они функциональны, потому что 1) адекватны ситуации и 2) не препятствуют Вашему личностному развитию, ни достижению Вашей цели. Они стимулируют Вас к творчеству и подталкивают к практическому решению проблемы. 

Но, что, если Вы придерживаетесь иррационального убеж­дения? Например, такого: "Мои ученики в очередной раз не подrотовились к уроку, и их совершенно не интересует мой предмет. Это ужасно! Если бы я объясняла материал иначе и умела ладить с детьми, то мои ученики учились бы как следу­ет. Я должна была их заинтересовать. И поскольку я не сдела­ла того, что должна была сделать, я никогда не стану хорошим учителем!". Пока Вы в это верите, Вы по собственной воле ввергаете себя в состояние депрессии и тревоги, чувствуете себя неудачницей. Причем, будучи крайне болезненными, эти чувства не способствуют ни достижению Вашей цели (заинте­ресовать yчеников), ни Вашему личностному развитию. Они стимулируют Вас разве что к самобичеванию и самоуничижению... 

Обобщив свой многолетний терапевтический опыт, А. Элл­ис выделил четыре вида типичных иррациональных убеждений наших современников. Ниже они приведены вместе с их рациональной альтернативой. 

Таблица 2.

Иррациональные убеждения Рациональные убеждения 

Требования.
Х должно (или не должно) случаться, происходить, существовать. Предпочтения.
Я бы хотела, чтобы Х произошло (не произошло), но это вовсе не значит, что так должно быть.

Катастрофизирующие прогнозы.
Если Х произойдет, это будет ужасно. Антикатастрофизирующие убеждения. 
Если Х случится, это будет плохо, очень плохо, но это не конец света. 

Убеждения, связанные с низкой терпимостью к фрустрации.
Если Х произойдет, Я этого не вынесу. Убеждения, связанные с высокой терпимостью к фрустрации.
Если Х случится, это будет трудно вынести (пережить), но я смогу это сделать и еще буду счастлива. 

Обесценивающие убеждения.
Если Х произойдет (или не произойдет), это значит, что я - никчемное существо. Убеждения, связанные с принятием. 
Если Х случится, то это ни в коей мере не будет значить, что я - никчемное существо. Я - просто человек, а людям свойственно ошибаться. 

Самым важным методом Р Э ПТ, помогающим отбросить ирраuиональные убеждения и избавиться от дисфункцио­нальных чувств, является метод сократического диалога, или диспутирования. Правда, коллеги Эллиса предпочитают ссы­латься не на легендарного Сократа, а на более приземленный образ лейтенанта Коломбо - теледетектива, который, задавая "наивные" вопросы, вынуждал собеседников признавать лож­ность своих показаний. 

В нашем примере "Коломбо" мог бы задать учительнице следующие вопросы: 

  • Что ужасного в том, что Ваши ученики не подготовились к уроку, имея в виду, что "ужасно" означает "плохо на 100%?", "хуже, ничего не может быть"? 
  • Вы можете доказать, что если бы Вы объясняли материал иначе, то Ваши ученики учились бы лучше?
  • Из чего следует, что Вы должны были заинтересовать их?
  • Как из того, что Вам не удалось заинтересовать учеников этого класса, следует, что Вы никогда не станете хорошим учи­телем? и т.д. 

Успешное диспутирование обычно приводит к тому, что 

1) человек обретает способность самостоятельно выявлять и оспаривать свои иррациональные убеждения, и 2) у него фор­мируется гибкое "взрослое" мировоззрение, позволяющее избегать возобновления невроза. Эффективное мировоззре­ние учительницы из нашего примера могло бы быть таким: "В мире нет ничего ужасного, катастрофического, невы­носимого, включая то, что мои ученики в очередной раз не подготовились к уроку. Есть лишь неприятности и неудачи, которые никогда не будут доставлять мне удовольствия, но с которыми я наверняка справлюсь. Для мeня не существует ни­каких абсолютных долженствований, но существуют только мои желания и предпочтения. Поэтому я буду делать все, что в моих силах, для того чтобы заинтересовать учеников моим предметом и повысить их успеваемость. Но даже, если по ка­кому-то стечению обстоятельств, мне не удастся это сделать, это все равно будет только неудачей, большой неудачей, но не концом света! И эта неудача, конечно же, не будет означать, что из меня не выйдет хорошего учителя". 

Можно ли изменить убеждения человека, если они форми­ровались всю его жизнь? 

В Институте Альберта Эллиса любят рассказывать исто­рию рождения идеи РЭПТ. В начале 50-х гг. Эллис - тогда психоаналитик - в который раз выслушивал жалобы своей клиентки на то, что ее неудачи в личной жизни обусловлены насилием, которому она подвергалась в детстве со стороны отца. Потеряв терпение, Эллис воскликнул: "Не Ваш отец, а Ваше собственное убеждение в том, что трагическое событие из Вашего детства обрекает Вас на одиночество, делает Вас не­счастной!". Клиентка замолчала. И через пару минут озадачен­но произнесла: "Вы хотите сказать, что не мой отец, а я сама несу ответственность за то, что мне так плохо?! .. Так вот, в чем дело!". Эллис называл такие инсайты "элегантными решения­ми". 

Большинство иррациональных убеждений были внушены нам в детстве родителями и воспитателями. Этим объясняет­ся их устойчивость: они успели пустить корни, стать частью нашей личности еще до того, как мы научились критически мыслить, проверять те или иные идеи на истинность и познакомились с более рациональными формами мышления. 

Другим источником <<магических,, убеждений являются стереотипы общественного сознания, черпаемые нами ежедневно из средств массовой коммуникации, повседневного общения и т.п. Таким образом, некритически усвоенные в дет­стве иррациональные убеждения постоянно подкрепляются во взрослой жизни человека. Имея в виду это обстоятельство, реально ли изменить их? Безусловно. Но для этого недоста­точно терапевтической стратегии психоанализа, полагал Эл­лис. Психоанализ нацелен на реконструкцию и доведение до сознания клиента генезиса его иррациональных убеждений. Однако знание о том, почему человек когда-то начал вести себя и думать нелогично, не дает ни представления о том, почему он продолжает это делать, ни тем более знания о том, что eмy нужно предпринять, чтобы скорректировать свое мышление и поведение. Чтобы изменить иррациональные убеждения, не­обходимо:

а) привлечь к ним внимание или вывести их на сознательный уровень; 
6) показать, что именно они вынуждают нас чувстnовать, себя несчастными; 
в) выявить с помощью диспутирования нелогичность, лож­ность иррациональных убеждений, их несоответствие нашим жизненным целям; 
г) научиться думать по-другому и по-другому формулиро­вать наши желания, предпочтения и ожидания; 
д) закрепить новые рациональные убеждения и научиться  придерживаться их в повседневной жизни. 

Перечисленные выше шаги и составляют терапевтическую стратегию РЭПТ.

Тип материала
Год публикации
2007.00