Мое, мое, мое!

Одна из ваших дочерей не пускает никого в свою комнату, не дает никому свою одежду, свои вещи (например, магнитофон или велосипед). Она отказывается поделиться чем-нибудь с братьями или сестрами, но зато сама постоянно что-то берет у них. Когда вы просите ее помочь вам по хозяйству, она начинает стонать: «Это не мое дело. Почему я должна убирать за другими?» Хотя она сама очень любит, когда убирают за ней. 

1-й этап. Какие чувства я испытываю и как веду себя?

Расстроена, ужасно устала от ее эгоистичного отношения, в ярости. Говорю ей, какая она эгоистка. Читаю ей нотации и расска­зываю о том, каким хорошим ребенком была я сама; шлепаю ее. 

2-й этап. Какие мысли, по моемy мнению, расстраивают ме­ня, сильно беспокоят, угнетают, вызывают неподобающее поведе­ние? 

Неразумные мысли на свой счет: 

  • «Терпеть не могу, когда ведет себя эгоистично. Как я могла вырастить такого никудышного ребенка! А может быть, я сама та­кая же?» 

Неразумные мысли об остальных: 

  • «Она - отвратительный ребенок. Все, что она умеет, - жа­ловаться и пользоваться услугами других. Она всегда думает только о себе. То "мое", это "мое". Я воспитала жадное и эгоистичное чу­довище».

Неразумные мысли о ситуации: 

  • «Она выводит меня! У меня нет сил постоянно бороться с ней! Это безнадежно!» 

3-й этап. Как можно изменить мои неразумные верования?

  • «Она поступает эгоистично, но кто сказал, что она не должна этого делать? Это очень мешает всем сохранять с ней хорошие отношения, но почему я не в состоянии больше терпеть ее поведение? Неужели это так уж смертельно?
  • Поможет ли, если я буду расстраиваться и кричать на нее?»

4-й этап. Какой разулtный ход рассуждения я могу предпо­честь своим нелепым мыслям? 

  • «Я бы хотела, чтобы она не только брала, но и давала, но она не обязана делать это. Я бы хотела, чтобы она почаще помогала другим членам семьи, но я справлюсь и смогу продолжать спокойно жить, если она и не выполнит мои просьбы. Я надеюсь, она изменит свое отношение и станет делиться, но если нет - это еще не конец света. 
  • Меня серьезно беспокоит ее отношение и поведение, но я смогу поговорить с ней не выходя из себя. Иногда за плохое пове­дение я буду наказывать ее». 

Метод разумного предпочтения поможет вам противостоять ее безграничному эгоизму, не унижая ее словами типа: «Послушай, моя милая, кем ты себя возомнила? Ты не одна в семье! Ты должна прекратить такое поведение и немедленно, иначе пожалеешь!» Вме­сто этого скажите ей: «Ты берешь у других, но не даешь сама и от­казываешься помочь убрать то, что разбросали другие. Ты не вы­полняешь свои обязанности в семье. У меня сложилось впечатле­ние, что ты считаешь, все должны делать только то, что нравится тебе. Меня это сильно беспокоит, и я очень недовольна».

Возможно, она начнет бойко защищаться или дуться в ответ, это также можно пресечь: «Когда ты начинаешь оправдываться, мне кажется, ты не хочешь отвечать за свое поведение». Если после то­го, как вы попросили ее прислушаться к вашим словам, она не со­бирается реагировать, объясните, чего вы ждете от нее ( «Я хочу, чтобы ты помогала нам по хозяйству и делилась своими вещами с другими»), и предупредите, что ее ждет, если она не исправится ( «Я бы хотела, чтобы ты обратила внимание на мои просьбы и начала помогать нам. Но если ты лишь будешь устраивать скандалы и про­должать вести себя эгоистично, мы накажем тебя»). сразу же. Проявляйте настойчивость! Продолжайте рассуждать, на­ходить предпочтительное решение и при этом бороться с нагнета­нием страха, обвинениями и преуменьшением важности происхо­дящего. В разделе упражнений мы предлагаем вам рассмотреть еще несколько ситуаций, с которыми вы можете столкнуться, и примеры четырех типов рассуждения, которые обычно возникают при этом. Обратите внимание на то, как сильно поведение зависит от типа мышления.