Глава 3. Метод разумного предпочтения: эффективный способ преодолеть негативные мысли

Нагнетание страха, непосильные требования, игнорирование важности событий - вот три способа, с помощью которых мы по­зволяем окружающим и обстоятельствам действовать нам на нервы, что делает нас неспособными к борьбе с неприятностями. Кроме то­го, мы унижаем себя. Возможно, к этому времени вы уже догада­лись, какова наилучшая тактика противостояния постороннему влиянию, предлагаемая в этой книге: на самом деле ни люди, ни об­стоятельства не влияют на нас. Только кажется, что они могут  управлять нами, но в действительности степень нашего расстройства и наша реакция в определенных ситуациях зависят от того, что мы думаем по поводу случившегося. Именно Алы салtи выбиваем се­бя из колеи! И нам необходимо научиться избегать этого! 

К счастью, существует еще и четвертый тип мышления, к ко­торому мы прибегаем на стадии В, когда кто-то или что-то начинает действовать на нервы. Его очень просто понять, но трудно исполь­зовать (особенно когда кто-то пытается управлять нами). Мы объ­ясним вам, как это делать, но чтобы научиться применять этот ме­тод в жизни, необходима постоянная практика, практика, практика. В любой ситуации каждый из нас обязательно думает, что делать, поэтому для тренировки не понадобится выделять много времени. Мы покажем вам, как систематически изменяться, как необходимо рассуждать в определенной ситуации, чтобы отказаться от мышления, свойственного вам сейчас. 

Четвертый тип мышления состоит в разумном предпочтении. Наиболее эффективны следующие формы:  

  • «Я хочу ... »;
  • «Я бы предпочел ... »;
  • «Было бы лучше, если ... ».

Согласитесь, звучит совсем просто. Теперь посмотрите, как это воздействует на нас. 

Вот случай из нашей практики - мы тоже постоянно прибега­ем к этому методу. На данном этапе своей карьеры я (А. Л) провел уже около пяти тысяч презентаций книги и наших методов. Но пе­ред первым выступлением я очень сильно нервничал. Мне пред­стояло выступить перед огромной аудиторией, и я сам начал нагне­тать страх: 

  • Что если все, что я делаю, - ужасно?
  • Что если моя лекция наскучит всем до смерти и они начнут беседовать друг с другом? 
  • Что если мне зададут вопрос, на который я не смогу ответить? 
  • А что если никто не придет?
  • А что если придут все?
  • А что если я отклонюсь от темы беседы?
  • Что если мы потерпим полный провал и все уйдут, кроме первого ряда, где просто не увидят, что никого не осталось?» 

(Последние два вопроса особенно примечательны: я переживал и что они придут все, и что не придет никто. Вот уж действительно неважно, что за событие, - наша реак­ция зависит от нашего собственного отношения). 

Затем я начал предъявлять к себе требования: «Я должен вы­ступить перед аудиторией. Я ведь не ребенок; и не нужно волноваться из-за этого. Если я не могу успокоиться, значит, мама была права, когда говорила, что я ничего не стою». 
Я даже пытался убедить себя, что для меня это не имеет зна­чения: «Ну и что? Кому какое дело? Велика важность "Меня не волнует, если аудитории не понравится то, что я им предложу. Если они настолько глупы, что не способны оценить по достоинству со­держание моей лекции, - это их проблемы!".

К счастью, вскоре я начал пользоваться тем методом, который предлагаю и вам. Каждый раз, когда я чувствовал, что начинаю поддаваться страху, предъявлять к себе завышенные требования или же умалять значение происходящего, то старался рассуждать разумно: «Я бы хотел, чтобы мое выступление понравилось аудито­рии и они высоко оценили то, о чем я им расскажу. Если же этого не случится, будет очень неприятно, но не ужасно, пока я сам не стану так считать. Я хочу, чтобы все было хорошо, и постараюсь сделать все возможное, чтобы добиться этого, но если не получится, я переживу неудачу. Мне, конечно, будет жаль, я расстроюсь, но обязательно сделаю выводы и попытаюсь выяснить, как можно ис­править положение. Я бы хотел удачно ответить на все вопросы, но если не получится, я не стану изводить себя». Я предпочел такие мысли своим нелепым опасениям, постаравшись привести их в со­ответствие своим ощущениям. Я не пытался убеждать себя, исполь­зуя положительные установки, что у меня должно все получиться, а вник в самую суть проблемы: я отказался от верования, что у меня должно все получиться и что я должен понравиться аудитории. Я заменил «должен» на «хочу», то есть обязательство на предпочте­ние. 

Смысл заключается в том, что, нагнетая страх, обязывая себя или преуменьшая важность происходящего, мы начинаем слишком сильно переживать и беспокоиться и способны провалить дело. Но, воспользовавшись методом разумного предпочтения ( «Я хотел бы, чтобы все получилось, но я не обязан»), вы немного поволнуетесь перед выступлением и разочаруетесь, если оно не удастся, но не по­зволите обстоятельствам вывести вас из себя. Что касается меня, я сумел существенно умерить переживания до и во время вы­ступления. 

Конечно, я немного нервничал, но это мне вовсе не мешало. Я выступил перед аудиторией, и все прошло удачно. Я понял, как в следующий раз выступить еще лучше, - это означало, что я могу и объективно оценивать свое выступление, и извлекать из него что-то новое для себя. Если бы я поддался страху или стал обвинять себя, то не смог бы сделать этого. 
Не доходите до крайности: не пытайтесь убедить себя, что си­туация вас совершенно не беспокоит. («Меня не волнует, если ни­чего не получится. Мне все равно».) Вы лишь станете таким обра­зом преуменьшать важность происходящего. Разумные рассужде­ния лежат где-то посередине между двумя крайностями (нагнетание страха и обязывание самого себя с преуменьшением важности про­исходящего). Такой подход поможет вам сохранить здоровье и ис­тинные чувства, предотвратив чрезмерные переживания. 

Важно понять, что разумное предпочтение и положительное самовнушение, которое многие проповедуют, - совсем не одно и то же. Рассуждая разумно, вы не должны предполагать, что все обя­зательно получится: что вы великолепно справитесь с ситуацией и успех в любом случае обеспечен. Нет, вы лишь постараетесь, а все может как получиться, так и не получиться. 
Если же ничего не получится, то вам не должно быть все равно (как в случае отрицания значения ситуации), просто придется спра­виться с неудачей. Возможно, вы бросите это занятие, а может быть, попытаетесь еще раз - провал не должен повлиять на ваше решение. Достаточно и того, что у вас ничего не получилось или вам отказали, - стоит ли добавлять себе неприятностей? От вашего образа мыслей зависит, как вы справитесь с неприятностями и по­зволите ли им управлять собой или нет. 

Идея проста для восприятия, но не для исполнения. Конечно, это совсем нелегко и требует настойчивости, но зато результат ве­ликолепен! 

Чтобы лучше понять и оценить все четыре типа мышления, рассмотрим и поведение в каждом случае. Мы предлагаем вам не­сколько наиболее типичных ситуаций, приводя примеры поведения человека, который нагнетает страх, обязывает себя, преуменьшает важность происходящего и рассуждает разумно. Вы, возможно, в таких ситуациях ведете себя и по-другому - это всего лишь неко­торые варианты поведения, демонстрирующие, насколько оно зави­симо от образа мыслей. (Описывая размышления и поведение, в скобках мы приводим подсознательные соображения. Они помогут установить, что же именно выводит вас из равновесия).