Невыполнение обязанностей

В обязанности вашего сына входит уборка его, комнаты, уход за собакой и кормление рыбок, содержание в порядке машины, ко­торую вы подарили ему на шестнадцатилетние. В его комнате такой развал, что нельзя открыть дверь. Он никогда не кормит и не купает собаку, рыбки просто распухают от голода. Задняя фара машины разбита (въехал в ограду), на заднем сиденье валяется «потерянная» трубка и горы всякого хлама. 

1-й этап. Какие чувства я испытываю и как веду себя?

  • Очень зла и обижена, потому что приходится постоянно убирать за ним. Кричу на него: «Ты что, в свинарнике живешь! У строил здесь свалку своего хлама. У тебя что, вообще нет никако­го чувства ответственности? Ты не заботишься о животных, хотя и обещал. Я устала от бесконечной уборки! Надоело вечно быть слу­жанкой! Больше не собираюсь, господин!» 

2-й этап. Какие мысли, по мoeмy мнению, расстраивают ме­ня, сильно беспокоят, угнетают, заставляют чувствовать себя виноватой и вести себя неподобающим образом? 

Неразумные мысли на свой счет: 

  • «Я постоянно все делаю за него. Я должна была знать, что он забросит животных. Нужно было приучить его все делать само­му!» 

Неразумные мысли об остальных: 

  • «Он такой ленивый, он вообще ничего не делает! Ему просто на все наплевать! (А так не должно быть!) Он привык, что за него постоянно все делают. У него нет ни капли уважения ни к кому и ни к чему! (А не мешало бы!)». 

Неразумные мысли о конфликте: 

  • «Это больше не может так продолжаться! Он выводит меня из себя!» 

3-й этап. Как можно изменить мои неразумные верования?

  • «Хотя его поведение и отношение раздражает меня, нужно ли мне выходить из себя? Обязан ли он заботиться о порядке и быть ответственным и идиоты ли мы - я и он?» 

4-й этап. Какой разумный ход рассуждений я могу предпо­честь своим нелепым мыслям? 

  • «Я хочу, чтобы он был более ответственным, но - увы, и он не обязан быть таким, а я смогу вынести это. Я разочаровалась в нем, меня серьезно беспокоит его поведение и отношение, но я смогу вынести это. Я собираюсь поговорить с ним прямо и твердо, но при этом не выходя из себя. 
  • Я бы хотела, чтобы он понял, как важно уметь отвечать за себя и не рассчитывать на других. Если он примет это к сведению, будет прекрасно. Но если нет - я продемонстрирую ему результат безответственности». 

Пользуясь методом разумного предпочтения, вы сможете на­чать разговор с того, что разберете примеры его безответственного поведения, объясните, что вы хотите от него, и предупредите о на­казании, которое ждет его, если он не исправится. Например: «Ко­гда ты не кормишь Бастера, сваливаешь грязную одежду и обувь у себя в комнате -кто-то же должен делать это за тебя, приходится мне, и это ужасно раздражает. Я бы хотела, чтобы ты относился серьезней к своим обязанностям и выполнял их сам, потому что ты прекрасно знаешь, что нужно сделать. Если же ты будешь продол­жать вести себя безответственно, я накажу тебя. Не будешь следить за машиной -я запрещу тебе садиться за руль, если обнаружится беспорядок в твоей комнате-я лишу тебя чего-нибудь. Если ты не покормишь Бастера, то останешься дома и не пойдешь, куда тебе хочется (уточните). Я бы хотела, чтобы ты выполнял свои обязан­ности и делал те несколько вещей, которые от тебя требуются, -тогда не будет неприятностей. Но если ты отнесешься к этому лег­комысленно, нам придется наказать тебя. Постарайся не допустить, чтобы мы прибегли к крайним мерам. Ты согласен?» 

Если ваш сын оправдывается, защищает себя и ведет себя враждебно, поругайте его за это: «Если после всего, что я тебе ска­зала, ты лишь оправдываешься и ведешь себя отвратительно, я убе­ждаюсь, что ты не хочешь исправляться и считаешь, что со мной можно разговаривать в подобном тоне. Нет. Я бы хотела, чтоб ты говорил со мной честно и с уважением. Если ты не прекратишь по­добное поведение, мы накажем тебя (уточните наказание)». Если же он и после этого продолжает плохо вести себя, выполните свое обещание и накажите его, как сказали. Если же он исправится, по­хвалите его за то, что он решил измениться и ведет себя как взрослыи человек.