Ваш тринадцатилетний сын приходит домой из школы. Первые фразы, которые вы слышите от него, таковы:
- А что сегодня на обед?
- Мне нужно сходить к Джимми, я у него вчера оставил велосипед.
- Мне нужно купить новые кроссовки, как сейчас все носят, они стоят всего 170 долларов.
- Джой останется у нас на ночь, хорошо?
- Дай мне денег, я хочу сходить поиграть на автоматах.
- Ты что, еще не постирала мои джинсы?
- Мы с ребятами хотим в субботу сходить на баскетбол, я пообещал, что ты нас подвезешь. Ни «Здравствуй, мама», ни «Спасибо», ни (тем более) «Как дела»
1-й этап. Какие чувства я испытываю и как веду себя? Желательно: взволнована и расстроена из-за его поведения. Нежелательно: разгневана и измучена. Набрасываюсь на него, завожу в ванную комнату и там кричу, пока не взрываюсь, либо ругаю его по какому-либо другому поводу.
2-й этап. Какие мысли, по личному мнению, расстраивают меня, сильно беспокоят, угнетают, заставляют чувствовать себя виноватой и вести себя неподобающим образом?
Неразумные мысли на свой счет:
- «Я для него просто служанка.
- Я устала от всех этих "сделай то, сделай это".
- Я не Золушка!
- Не хочу, чтоб со мной обращались как с тряпкой!
- С меня довольно!»
Или, к примеру:
- «Какая же я плохая мать, если вырастила такого сына. Я что то упустила в его воспитании».
Неразумные мысли об окружающих:
- «Кем он себя возомнил? Он не успевает войти, как уже начинает требовать, требовать, требовать ...
- "Сделай то, что мне нужно это".
- Испорченный ребенок.
- И не дай Бог отказать ему, он заставит меня потом раскаяться.
- Он просто выводит меня.
- Терпеть не могу, когда он становится таким эгоистом. Как будто мы ему еще чем-то обязаны!»
Неразумные мысли о ситуации:
+ «Все это совершенно ненормально. Я лишь постоянно выполняю его прихоти. У меня совсем нет сил заняться самой собой».
3-й этап. Как можно опровергнуть мои неразумные верования?
- «Он занят только собой и слишком много требует, при этом без всякой благодарности, но разве это значит, что мне нужно закатывать истерики или страдать? Нет!
- Разве это поможет? Нет!
- Если ругать его за что-то другое или не замечать его поведение, изменится ли он? Нет!»
4-й этап. Какой разумный ход мыслей я могу предпочесть нагнетанию страха, обвинениям и недооценке происходящего?
- «Я хочу, чтобы он ценил мою заботу о нем.
- Я бы хотела, чтоб он научился и брать и отдавать, но если этого не будет, я не стану слишком сильно расстраиваться.
- Я знаю, ему приходится во многом зависеть от меня, но я бы хотела, чтобы он дорожил моими стараниями помочь ему.
- Я хочу, чтоб он был более чутким по отношению к окружающим, но ничего ужасного не произойдет, если этого не случится, мне лишь будет не очень приятно.
- Я попытаюсь научить его быть более заботливым и благодарным, но если не получится, я не буду устраивать истерики и усложнять проблему».
Такие ситуации нередко возникают при воспитании детей. Это совсем не просто. Дети часто бывают эгоистами, но мы можем свести их эгоизм к минимуму и сделать так, чтобы они относились к нам с вниманием и заботой. Рассуждая разумно, мы можем прекратить такое поведение, обсудить с детьми наши переживания, объяснить, чего мы ждем от них, и наказать за возмутительное поведение, если ребенок не хочет исправиться.
Самое главное - мы можем сделать все это без сильных волнений, сохраняя хладнокровие. Вы можете выйти из себя, когда говорите своему ребенку: «Дэвид, когда ты без конца что-то требуешь, никогда не выражая благодарность, у меня возникает чувство, что ты меня используешь, и мне это не нравится». В зависимости от того, что он ответит вам, вы можете сказать ему: «Я понимаю, что ты хочешь от нас получить многое, но я хотела бы почаще видеть твою благодарность и знать, что ты ценишь нашу заботу».
Если ваш сын лишь посмеется в ответ или начнет оправдываться, скажите ему: «Твое безразличие (или насмешка) лишь подтверждает мои слова. Я не собираюсь больше угождать тебе до тех пор, пока ты не научишься ценить это». Не стоит говорить это несерьезным тоном.
Выскажите все это прямо, откровенно, спокойно и твердо. А затем не отступайте от своих слов: ваш ребенок не будет воспринимать вас всерьез, если увидит несоответствие между вашими словами и поступками.
А теперь попробуйте сделать следующее. Возьмите ту же ситуацию, но, вместо того чтобы нагонять страх и обвинять себя и своего ребенка, попытайтесь не обращать внимания на происходящее: «Ему только тринадцать лет. Ему приходится во многом зависеть от меня. В этом возрасте я была такой же. Такое часто случается в отношениях между родителями и подростками. В конце концов, я еще должна радоваться, что он не пьет или не делает что похуже. Лет через пять ему придется самому отвечать за себя (я надеюсь)».
В основе такого подхода лежит следующее нелепое верование: «Легче избежать трудных ситуаций, а не пытаться перевоспитать его, потому что это может ему не понравиться или расстроить его». В этом случае третий этап будет таким: «Неужели лучше отказаться от его воспитания? Нет! Может ли он отвечать за свое поведение? Да, может». Следовательно, разумные рассуждения будут выглядеть следующим образом: «Отказаться от решения этой проблемы не лучший выход, и хотя это не очень приятно, стоит попытаться перевоспитать его. Он отвечает за то, как ведет себя по отношению ко мне, и я хочу, чтобы он понял это».
В любом случае, опровергая свои мысли и заменяя их разумными рассуждениями, вы скорее сможете положить конец отвратительному поведению и перевоспитать своего ребенка.
Теперь рассмотрим ситуацию, которая часто возникает на работе. На самом деле нас выбивает из колеи не сама работа, а люди, с которыми мы работаем.