> Какой болван! | РЭПТ в России и мире

Какой болван!

Обычно в семье вы платите по счетам. Вы выписали квитан­цию оплаты, например за квартиру, и попросили мужа оплатить ее по дороге на работу, чтобы не пришлось платить штраф. Вы оста­вили квитанцию на столике возле двери, чтоб ее было легче заме­тить. Но, вернувшись с работы, увидели квитанцию на том же мес­те. Через несколько минут вернулся муж, ожидая, что вы встретите его с распростертыми объятиями. Но увы ... 

1-й этап. Какие чувства я испытываю и как веду себя?

  • Очень расстроена и рассержена. Когда он заходит, встречаю его следующей тирадой: «Ты забыл заплатить за квартиру! Теперь нам придется платить огромный штраф! Я же положила квитанцию тебе прямо под нос! Что же мне делать, писать тебе на лбу, чтобы ты не забывал, что нужно сделать?» 

2-й этап. Какие мысли, по моему мнению, расстраивают ме­ня, сильно беспокоят, угнетают, заставляют чувствовать себя виноватым и вести себя неподобающим образом? 

Неразумные мысли на свой счет: 

  • «Я все сделала, чтобы заплатить вовремя. И все равно при­дется платить штраф! Мне всегда не везет! Нужно было догадаться, что он забудет заплатить! Я должна была отпроситься с работы и сделать это сама! Какая же я идиотка!» 

Неразумные мысли об остальных: 

  • «Как он мог так сглупить? В каких облаках он витает? Ведь вовсе не трудно было сделать это, а он все-таки не смог! Болван!» 

Неразумные мысли о ситуации: 

  • «Просто замечательно! Теперь нам придется платить такие деньги из-за идиотской забывчивости! Черт возьми! Ведь я же сделала все, чтобы этого не случилось! Этого не должно было произойти!» 

3-й этап.: Как можно оспорить и изменить мои неразумные верования? 

  • «Действительно ли я должна была предвидеть, что он забу­дет, такая ли уж я идиотка? Он забыл о таком важном деле, но зна­чит ли это, что он - круглый дурак и заслуживает моего гнева? Помогут ли мои переживания решить эту проблему?» 

4-й этап. Какой разумный ход рассуждений я могу предпо­честь своим нелепым мыслям?

  • «Было бы лучше, если бы за квартиру мы заплатили вовремя, но я сделала для этого все, что могла. Мы не заплатили, и это обой­дется нам в кругленькую сумму. Это скверно, и я расстроена, но это не смертельно, если я сама не буду так считать. Мой муж забыл за­платить, но он же не дурак. Я могу высказать ему свое недовольст­во, расстроиться и разозлиться на него, но не прибегать к оскорбле­ниям и обойтись без ругательств. Хотя, чтобы объяснить ему мое состояние, мне вовсе не нужно сильно расстраиваться».

Затем объясните мужу, как вы расстроены, не задевая его дос­тоинство и не увеличивая шансы услышать грубости в ответ. Даже если человек понимает, что не прав, он все равно будет защищаться, если заявлять претензии, унижая его, - не потому что он отрицает свою ошибку, а как возражение против формы выражения недо­вольства. Критиковать поведение человека, не унижая его, - это искусство, и не простое. Попробуйте сказать ему: «Я отвлеклась от дел, чтобы напомнить тебе, что нужно внести плату за квартиру, а ты все-таки забыл. Теперь нам придется платить огромный штраф, это очень неприятно». Таким образом вы и покритикуете мужа, и не дойдете до унижений. Он может начать защищаться в ответ, но, по крайней мере, вы не начали скандал. 

Если вы услышите в ответ оправдания, скажите ему: «Я знаю, что все мы можем забыть что-то, но это было очень важно. Давай придумаем что-нибудь, чтобы так не повтори­лось в следующий раз». Не стоит выходить из себя, вы можете быть недовольны и все же сохранять хладнокровие. Если вы начнете на­гнетать страх или обвинять мужа, будет трудно не взорваться. Ме­тод разумного предпочтения поможет вам сохранять спокойствие как снаружи, так и внутри. 

В упражнениях к третьей главе вы найдете множество ситуа­ции и сможете посмотреть, как по-разному человек реагирует в ка­ждом случае, в зависимости от того типа мышления, которому он следует. Вы сможете понять, чем отличаются нагнетание страха, обвинение и преуменьшение важности происходящего и поведение человека с тем или иным типом мышления. Но помните, что опи­санные реакции не единственно возможные в данных ситуациях, они просто являются одним из примеров эмоций и поведения при каждом типе мышления. Поразмышляйте, как бы вы поступили в каждой ситуации, и определите, какому типу мышления вы под­вержены чаще всего. Разберите ситуации, которые типичны для вас. Примеры, описанные в этой главе и в упражнениях, взяты из реаль­ной жизни. Они могут напоминать в чем-то то, что происходит и с вами, но не обязательно повторять точь-в-точь. Мы привели эти случаи в качестве демонстрации различных реакции и поведения человека в каждом отдельном случае в зависимости от конкретного хода рассуждений. 

Теперь рассмотрите одну-две ситуации из вашей жизни, когда вы выходили из себя (или выходите до сих пор), и попытайтесь применить к себе четырехэтапный метод, чтобы понять, как можно не позволить окружающим и обстоятельствам действовать вам на нервы. Главное здесь - тренировка! Чтобы зафиксировать все че­тыре этапа, воспользуйтесь таблицей из пятой главы. Чем чаще вы будете заниматься, тем проще вам будет применять полученные на­выки в жизни и не позволить нервировать себя. Через некоторое время вам не придется постоянно «корректировать» свои тип рас­суждений, вы будете сами автоматически применять метод разум­ного предпочтения.

Удачи!