Двое ваших коллег постоянно жалуются на жизнь. Когда же они вконец надоедают друг другу, то пытаются втянуть в свое занудство вас и всех остальных. Они обсуждают с вами всех и так же сплетничают о вас с другими. Они тратят впустую много времени, отвлекают окружающих от дел, расстраивают их и создают нерабочую атмосферу. Один из них уже в четвертый раз за день подходит к вам (в то время как вы тщетно пытаетесь сосредоточиться на работе) и начинает стонать: «Подожди, ты еще услышишь, что они собираются заставить нас делать!» И тут вы понимаете, что это предел!
1-й этап. Какие чувства я испытываю и как веду себя?
+ «Сыт по горло, зол, испытываю отвращение. Готов взорваться и высказать им без обиняков все, что я думаю об их поведении».
2-й этап. Какие мысли, по моему мнению, расстраивают меня, сильно беспокоят, угнетают, заставляют испытывать чувство вины и враждебность?
Неразумные мысли на свой счет:
- «Я больше не могу этого терпеть! Я уже не в силах слушать этого нытика ни одной секунды. Я пытаюсь сосредоточиться на работе, а эти идиоты сами ничего не делают, только отвлекают всех своими жалобами и выводят меня из себя».
Неразумные мысли об остальных:
- «Все, что они могут, это жаловаться, ныть и стонать. Эти двое зануд отвратительно влияют на них. Им надо просто запретить общаться с ними. Как можно быть такими остолопами!»
Неразумные мысли о ситуации:
- «Здесь совершенно невозможно работать! Ненавижу это место! Не хочется здесь даже появляться. За все эти бесконечные жалобы и причитания надо ввести наказание. Нужно положить этому конец!»
3-й этап: Как можно опровергнуть и изменить мои неразумные верования?
- + «Эти двое слишком много жалуются и причитают, но они ли выводят меня или я сам раздражаюсь, когда вижу их? И хотя мне это очень не нравится, неужели я не перенесу их занудство? Смогут ли мои переживания остановить их или есть более эффективные способы?»
4-й этап: Какой разумный ход рассуждений я могу противопоставить cвoим нелепым убеждениям?
- «Я бы хотел, чтобы они поменьше жаловались и не создавали вокруг нерабочую атмосферу. Я хочу, чтобы они поняли, как пагубно их поведение сказывается на всем отделе. Кроме того, я хочу, чтобы они сами поняли, как противно слушать их вечное нытье. Если они не прекратят, тогда я попытаюсь противостоять им, например, поговорю с начальством. Если же ничего не подействует -буду искать другую работу, где лучше условия».
Это великолепный пример, потому что ничто так не выводит из себя, как бесконечные жалобы на судьбу и причитания. Но если вы будете накалять ситуацию или обвинять кого-то в происходящем, то в конце концов взорветесь и лишь усложните положение.
Они обязательно выбьют вас из колеи - вы будете нести в себе такой же отрицательный заряд и к тому же дадите им отличный повод для новых жалоб. Придерживаясь метода разумного предпочтения, вы сможете противостоять им, при этом не нападая. Просто скажите им что-то вроде: «Когда вы постоянно жалуетесь на то, что происходит вокруг, мне все меньше хочется разговаривать с вами - вы мне мешаете работать. Я бы хотел побеседовать с вами, обсудить что-то, а не выслушивать беспрестанные жалобы. Сколько можно переживать по поводу неприятностей, не лучше ли постараться найти выход? Мне больше нравится такой способ общения; а вам?»
При этом вы, вполне вероятно, услышите в ответ кучу оправданий, извинений, новый поток жалоб или даже что-то обидное. А может быть, они захотят сотрудничать с вами.
Каков бы ни был ответ, вы в любом случае держите происходящее под контролем и не позволите им вывести вас из себя. Кроме того, гораздо приятнее ощутить, что вы сохраняете хладнокровие, чем получить краткое удовлетворение, взбесившись и высказав все, что думаете. В данной ситуации вы вполне способны покритиковать своих коллег, не опускаясь при этом до оскорблений. Это очень ценное качество!
Просмотрите упражнения ко второй главе и вспомните ситуации, когда вы позволяете окружающим влиять на себя. Продумайте, как вы можете отреагировать, постарайтесь найти несколько способов (в зависимости от вашего отношения к происходящему).