Столкновение на работе

У вас возник конфликт с коллегой. Вы просто не можете вы­носить друг друга, хотя и не знаете почему. Сложившаяся ситуация мешает вашей работе: коллега все меньше и меньше помогает вам, и вы постоянно ссоритесь из-за всякой ерунды. От этого страдают качество и продуктивность работы. 

1-й этап. Какие чувства я испытываю и как веду себя?

Желательно: сожаление и расстройство.
Нежелательно: сильная злость, переживание, вспыльчивость, уныние, обида. 

2-й этап. Какие мысли, по моему мнению, расстраивают ме­ня, сильно беспокоят, угнетают, заставляют чувствовать себя виноватым и вести себя неподобающим образом? 

Неразумные мысли на свой счет: 

  • «Я настоящий идиот! Я не должен позволять всяким крети­нам трепать себе нервы. 
  • Я не должен вести себя как ребенок. И почему это так заде­вает меня!» 

Неразумные мысли о других участниках конфликта: 

  • «Этот кретин просто невыносим. Он так раздражает меня, что я готов его убить.
  • Не понимаю, как его взяли на работу?
  • Долж­но быть, устроился по блату. 
  • А что если он будет продолжать вести себя так же или хуже?
  •  Его не заботит никто и ничего вокруг, кроме него самого ( ему нельзя позволять это!)». 

Неразумные мысли о конфликте: 

  • «Работа должна доставлять удовольствие.
  • А вдруг у меня будут неприятности, если я не смогу работать качественно без сотрудничества с ним? 
  • Я не могу доводить себя работой до истощения. Я не заслу­жил этого. +    Чем больше я стараюсь уладить конфликт, тем хуже получа­тся.
  • Если я не буду обращать на него внимания, он станет делать еще хуже и одолеет меня». 

3-й этап. Как можно разрушить мои неразумные верования?

  • «Нет такого дела, которое мы не смогли бы выполнить по­ одиночке.
  • Неужели я не смогу справиться без него? 
  • Стоит ли мне расстраиваться из-за этого конфликта?
  • Разве он должен всегда поступать так, как нравится мне, и что ужасного в том, что он не согласен со мной?» 

4-й этап. Какой разумный ход мыслей я могу предпочесть на­гнетанию страха, обвинениям и недооценке происходящего? 

  • «Я хочу, чтобы он легче шел на сотрудничество, чтобы мы лучше ладили друг с другом. Если будет так - великолепно! Если нет - ничего страшного. 
  • Конечно, это неприятно, и я сожалею о том, что происходит.
  • Меня беспокоит этот конфликт, и я готов сделать все, что могу, чтобы улучшить наши отношения. Если конфликт не уладит­ся, я не буду сильно расстраиваться. Я не стану обвинять его или раздувать конфликт. 
  • Лучше, если это не отразится на моей работе, я сделаю все, чтобы не допустить этого, но если мне не удастся, я смогу с этим справиться. Я буду продолжать обращаться с ним прямо, честно и с уважением. Я не буду страдать, если он не ответит мне тем же. 
  • Я бы хотел, чтобы он обходился со мной так же, как и я с ним. Если этого не случится, будет, конечно, неприятно, но не смертельно. 
  • Я поговорю с ним о том, что происходит между нами и по­стараюсь сделать все, что в моих силах, чтобы исправить ситуацию. Если получится - отлично! Если нет - что ж, я это переживу». 

(Если необходимо, вы можете привлечь в качестве посредника кого-то третьего - не для того, чтобы рассудить, кто прав, кто ви­новат, а чтобы помочь вам уладить конфликт.) 

Описанная ситуация возникает довольно часто. Запомните, существуют два способа решения конфликта: 

  • Сделайте все возможное, чтобы улучшить отношения, и не усложняйте проблему; 
  • Измените свое отношение к происходящему, для того чтобы не позволять вашему коллеге действовать вам на нервы, если он вдруг не захочет изменить свое поведение. 

Обычно невозможно достичь первого, не освоив предвари­тельно второго. Изменить свое отношение к происходящему можете только вы сами. Это не имеет почти никакого отношения к вашему коллеге. 

Не существует людей, способных полностью контролировать себя. Запомните, ваша цель - избавиться от чрезмерной реакции. Вы можете расстраиваться, чувствовать раздражение, но эти ощу­щения хоть и отрицательны, однако разумны и могут помочь вам начать предпринимать что-то, дабы исправить сложившееся поло­жение. В то же время вы не позволите коллеге выводить вас из себя и, следовательно, «делать вас несчастным». Дайте ему отпор, если он ведет себя вызывающе по отношению к вам, и продолжайте де­лать все возможное, чтобы уладить конфликт. Не позволяйте ему раздражать себя J Но не забывайте, что вы ничего не добьетесь, не замечая нападок со стороны коллеги или новогодним пожеланием самому себе. Единственный выход - изменить свое отношение.

Теперь рассмотрим ситуацию, которая на каждого человека действует особым образом.