> Эллис А. Биологическое основание человеческой иррациональности. (2014) | РЭПТ в России и мире

Эллис А. Биологическое основание человеческой иррациональности. (2014)

Ellis, A. The Biological Basis of Human Irrationality. The Albert Ellis reader: a guide to well-being using rational emotive behavior therapy / edited by Albert Ellis and Shawn Blau. A Citadel Press Book. Secaucus, N.J. 1998. Pp. 271-291.

Публикация: Эллис А. Биологическое основание человеческой иррациональности // Журнал практического психолога. 2014. № 6. — С. 133-159.

(c) Перевод — Е.Н. Волков, Т.В. Русова, 2014

Аннотация. В статье классика когнитивного подхода изложены аргументы в пользу фундаментальной укоренённости иррациональности в человеческой биологии. Признание такого состояния вещей не исключает, а помогает найти более продуктивные способы уменьшения человеческой иррациональности и её негативных последствий. Даются классификация и формулировки около 250 основных иррациональных верований, распространённых в современном обществе.

Ключевые слова: биологическое основание, иррациональность, иррациональные верования, рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ), самовредящее поведение, энвайронменталистский подход.

Я заинтересовался человеческой иррациональностью, когда мне было только двадцать лет, и я ещё не думал стать психологом. В начале своего третьего десятилетия (жизни) я начал писать (через один интервал) рукопись в тысячу страниц, История раннего средневековья: Двадцатый век, чтобы показать, насколько мы, люди, всё ещё глупые и сумасшедшие, когда, в отличие от стародавнего средневековья, у нас есть знание для исправления наших (ложных) маршрутов. Мою рукопись похвалили несколько редакторов, но никогда не издавали. Я теперь собрал тысячи образцов человеческой иррациональности, чтобы добавить к этому труду, но потребовались бы, возможно, десять томов, чтобы их опубликовать. Я только слишком занят в настоящее время, чтобы найти время их всех описать.

Краткое резюме (концепции) иррациональности в этой статье было написано для представления на Ежегодном съезде Американской Психологической Ассоциации в сентябре 1975 и почти никогда не издавалось. Оно было отклонено несколькими ведущими журналами, и я почти собирался сдаться, когда Guy Manaster буквально умолил у меня статью для Journal of Individual Psychology, которому тогда приходилось с трудом заполучать подходящие материалы для своего заполнения, потому что журнал предпочитал строго адлерианские тексты. Я послал ему эту статью и, возможно, из отчаяния, он издал её. Она немедленно была широко раскритикована и до сих пор является одной из моих наименее принятых публикаций.

Почему? Потому что специалисты социальных наук, хотя и сталкиваются лицом к лицу с огромным количеством свидетельств о биологических факторах в человеческой иррациональности и беспокойстве, всё ещё часто ужасные энвайронменталисты. Они признают большое влияние воспитания, но, видимо, приходят к заключению, что, если природа также может многое сказать о человеческом функционировании, мы безнадёжно застреваем в колеях глупости и, вероятно, не можем изменить их. Ложное (заключение)! Мы можем их конструктивно изменить многими философскими, образовательными и физическими способами, если признаем, как трудно это сделать, и используем известный лозунг РЭПТ — PYA (push your ass!) — оторви свою задницу и делай!

С тех пор, как эта статья была написана в 1975 г., случились две вещи. Во-первых, иррациональности и безумства, которые я в ней обрисовал в общих чертах, почти все продолжили существовать или даже усилились и расширили своё влияние. Во-вторых, были опубликованы огромные массивы биологических, неврологических и физиологических данных, показывающих, что эти человеческие установки одновременно и выученные, и врождённые, и что требуются значительные усилия для их уменьшения и исправления. Давайте в первую очередь признаем это — и затем продолжим решать наши психообразовательные задачи!

Прежде, чем высказывать любую гипотезу об основании человеческой иррациональности, давайте определим биологическое основание и иррациональность. Биологическое основание означает характеристику, которая частично является результатом естественного, непринуждённого предрасположения организма вести себя определённым обусловленным способом. Биологическое основание является врождённой склонностью. Это не означает, что эта характеристика или черта имеет чисто инстинктивное основание, что она не может подвергнуться существенному изменению, что организм погиб бы или, по меньшей мере, жил бы в крайнем страдании без неё. Это просто означает, что из-за генетической и/или врождённой природы данной черты человек легко реализует её, но затем с трудом и долго изменяет или устраняет эту (привычку).

Иррациональность означает любую мысль, эмоцию или (элемент) поведения, который приводит к самоущемляющим или самодеструктивным следствиям, что существенно препятствует выживанию и счастью организма. Если конкретнее, то у иррационального поведения обычно есть несколько аспектов. Люди верят, часто искренне, что такое поведение является реалистичным и даст им, что они хотят, когда иррациональное поведение на деле является нереалистичным в ряде важных моментов. Люди, которые привержены иррациональному поведению, клевещут сами на себя или отказываются принять себя. Иррациональность служит препятствием их способности удовлетворительно ладить с членами своей первичной социальной группы и серьёзно блокирует достижение ими такого рода межличностных отношений, которого они хотели бы достигнуть. Иррациональность препятствует их выгодному и радостному участию в каком-либо продуктивном труде. Наконец, иррациональность вредит их собственным насущным интересам в других важных отношениях.

Люди повсеместно и постоянно действуют иррационально во многих важных отношениях, и почти все они делают так в течение всей их жизни, хотя некоторые усердствуют в иррациональности значительно больше, чем другие. Есть, поэтому, некоторое основание верить, что они поступают таким образом естественно и легко, часто против вероучений их семей и культуры, против своего собственного сознательного желания и пристрастия. Иррациональные человеческие склонности, будучи в значительной степени поддающимися изменению, видятся в чём-то неискоренимыми и внутренне присущими в соответствии с их биологической (так же, как и социологической) природой.

Эта гипотеза восходит к утверждениям некоторых из самых ранних историков и философов и получила адекватное документирование на протяжении многих лет целым рядом полномочных органов (Parker, 1973). Parker отметил, что «большинство людей самодеструктивны; они ведут себя таким образом, который очевидно противоречит их насущным интересам». Тем не менее, всякий раз, когда я обращаюсь к аудитории психологов или психотерапевтов и указываю на это довольно очевидное заключение и заявляю или подразумеваю, что оно проистекает из биологической склонности людей вести себя иррационально, очень много закоренелых энвайронменталистов почти всегда с ужасом восстают, злятся, и называют меня предателем объективного, научного мышления.

Поскольку количество подтверждающих данных приобретает огромные размеры, и потребовалось бы буквально множество томов, чтобы должным образом подытожить их, то далее следует (лишь) краткое резюме некоторых из основных доводов в пользу тезиса, что человеческая иррациональность коренится в (первичных) основах человеческой природы. Это резюме ограничивается эскизным описанием разнообразия и многочисленности основных иррациональностей и формулированием некоторых логических и психологических доводов в пользу того, почему кажется почти очевидным, что у этих иррациональностей есть биологические источники.

Первыми приведены некоторые наиболее выдающиеся иррациональности из тысяч, что я собрал за многие годы. Следующие проявления человеческого поведения, безусловно, не являются полностью иррациональными, так как они обладают некоторыми определёнными плюсами (а какое поведение ими не обладает?). Некоторые люди, такие, которых Эрик Хоффер называет истинноверующими (true believers) (Хоффер, 2001), даже считают, что многие из этих видов поведения приносят гораздо больше пользы, чем вреда. Практически любой разумно объективный наблюдатель человеческих дел, однако, будет склонен согласиться, что эти явления включают большое количество глупости, иллюзий и опасности для нашей жизни или счастья.

1. Иррациональности традиций, нравов и конформизма

  • Устаревшие и закостенелые нравы, обычаи, традиции.
  • Постоянно изменяющаяся, дорогостоящая мода.
  • Причуды и популярные повальные временные увлечения.
  • Посвящения-инициации в школах, братствах (студенческих) и т.д.
  • Обычаи и ритуалы обрезания.
  • Закостенелые правила этикета и хороших манер.
  • Пуританские законы (закрытие театров по воскресеньям, запрещение продажи спиртных напитков в США).
  • Сильная склонность повиноваться власти, даже когда она (власть) навязывает неразумные требования.

2. Иррациональности, связанные с эго

  • Склонность обожествлять себя.
  • Отвратительная потребность иметь превосходство над другими.
  • Склонность давать себе глобальную, тотальную, всеобъемлющую оценку.
  • Склонность отчаянно добиваться статуса.
  • Склонность самоутверждаться, а не наслаждаться собой (таким, как есть).
  • Склонность верить, что ценность себя как человека зависит от своей компетентности в важной деятельности.
  • Склонность приписывать себе ценность или обесценивать себя в связи с успехами или неуспехами своей семьи.
  • Склонность приписывать себе ценность или обесценивать себя в связи с успехами/неуспехами или статусами школы, соседей, сообщества (комьюнити), штата или страны.
  • Склонность очернять или демонизировать (devilify) себя.

3. Иррациональности предрассудков

  • Сильные предрассудки.
  • Догма.
  • Расовые предрассудки.
  • Сексуальные предрассудки.
  • Политические предрассудки.
  • Социальные и классовые предрассудки.
  • Религиозные предрассудки.
  • Предрассудки по поводу внешнего вида.

4. Распространённые виды нелогичного мышления

  • Сверхобобщение.
  • Искажение масштаба и преувеличение (гиперболизация).
  • Использование нелогичных заключений (выводов).
  • Сильная вера в антиэмпирические утверждения (без подтверждений опытами или фактами).
  • Сильная вера в абсолюты.
  • Легковерие и сверхвнушаемость.
  • Сильная вера в противоречащие утверждения.
  • Сильная вера в утопизм.
  • Сильная приверженность нереальному (воображаемому).
  • Сильная вера в недоказуемые утверждения.
  • Близорукость (недальновидность, непредусмотрительность).
  • Перестраховка.
  • Шараханье из одной крайности в другую.
  • Сильная вера в долженствования (shoulds, oughts, and musts).
  • Жуткая потребность в определённости.
  • Принятие желаемого за действительное.
  • Отсутствие или недостаток я-перспективы (самоперспективы).
  • Глубокая уверенность, что если индивид сильно верит в нечто, то это нечто обязательно является объективной реальностью и истиной.

5. Экспериентальные и эмоциональные иррациональности

  • Устойчивая уверованность, что если индивид нечто глубоко переживает (испытывает) и «чувствует» истину этого «нечто», это нечто действительно должно быть правильным.
  • Устойчивая уверованность, что чем более интенсивно индивид испытывает (переживает) нечто, тем большей фактической реальностью и истинностью это нечто обладает.
  • Устойчивая уверованность, что если индивид достоверно и честно чувствую нечто, оно должно существовать во внешнем мире.
  • Устойчивая уверованность, что все подлинные и глубоко переживаемые чувства представляют здоровые чувства.
  • Устойчивая уверованность, что когда возникает яркая мысль или чувство (например, мистическое чувство, что индивид понимает всё во вселенной), этот индивид обретает более глубокую, более важную и фактически более истинную идею, чем если бы он что-то помыслил или воспринял, основываясь (лишь) на фактах.

6. Иррациональности, формирующие привычки

  • Лёгкое и неосознанное приобретение непродуктивных и саморазрушающих привычек.
  • Автоматическое сохранение и инерционность непродуктивных и саморазрушающих привычек, несмотря на осознанное понимание индивидом их иррациональности.
  • Неумение следовать сознательному стремлению и решению избавиться от саморазрушающей привычки.
  • Изобретение рационализаций и оправданий неизбавления от саморазрушающей привычки.
  • Возвращение к саморазрушающим привычкам после того, как индивид временно преодолел их.

7. Пристрастия (аддикции) к саморазрушающим видам поведения

  • Пристрастие к перееданию.
  • Пристрастие к курению.
  • Пристрастие к алкоголю.
  • Пристрастие к наркотикам.
  • Пристрастие к транквилизаторам и другим лекарствам.
  • Пристрастие к работе за счёт более приятных удовольствий.
  • Пристрастие к одобрению и любви.

8. Невротические симптомы и серьезные расстройства личности

  • Зазнайство и разрушительное беспокойство (тревожность).
  • Уныние и отчаяние.
  • Враждебность и гнев.
  • Экстремальные чувства самопринижения и страдания.
  • Экстремальные чувства жалости к себе.
  • Ребяческая грандиозность.
  • Отказ принять нежелательные факты.
  • Параноидальное мышление.
  • Заблуждения.
  • Галлюцинации.
  • Психопатия.
  • Мания.
  • Крайнее отчуждение или кататония.

9. Религиозные иррациональности

  • Фанатичная вера, не обоснованная фактами.
  • Рабская приверженность религиозной догме.
  • Глубокая уверованность, что сверхъестественная сила должна существовать.
  • Глубокая уверованность, что сверхъестественная сила или существо испытывает особенный, личный интерес к конкретному индивиду.
  • Глубокая уверованность в рай и ад.
  • Религиозный фанатизм.
  • Преследование других религиозных групп.
  • Войны между религиозными группами.
  • Скрупулёзная приверженность религиозным правилам, обрядам и табу.
  • Религиозная антисексуальность и чрезвычайный пуританизм.
  • Религиозная уверованность, что всякое удовольствие равняется греху.
  • Безусловная уверованность, что некоторое божество специально учтёт именно личные молитвы данного индивида.
  • Абсолютная уверованность, что у каждого есть дух или душа, полностью отделённая от его материального тела.
  • Абсолютная уверованность, что душа будет жить вечно.
  • Абсолютная уверованность, что никакой вид сверхчеловеческой силы невозможен.

10. Демографические иррациональности

  • Демографический взрыв во многих частях мира.
  • Недостаток просвещённости в противозачаточных методах.
  • Семьи, имеющие больше детей, чем они могут позволить себе содержать.
  • Ограничения на регулирование рождаемости и аборт для тех, кто хочет использовать такие методы.
  • Некоторые нации преднамеренно разжигают демографический взрыв.

11. Иррациональности в отношении здоровья

  • Страх загрязнения воздуха.
  • Зашумлённость.
  • Вредная и вводящая в заблуждение реклама лекарств и их коммерческое продвижение.
  • Плохое санитарное просвещение.
  • Вредные пищевые добавки.
  • Неконтролируемые цены на медицинские услуги и связанные с этим плохие помещения и бедное оборудование медицинских учреждений.
  • Ненужные хирургические процедуры.
  • Избегание врачей и дантистов людьми, которым требуются диагностические и медицинские процедуры.
  • Пренебрежение медицинским обследованием.

12. Принятие нереального

  • Широко распространённое принятие и следование (копирование) глупым мифам.
  • Широко распространённое принятие и следование (копирование) чрезвычайному романтизму.
  • Широко распространённое принятие и следование (копирование) глупым, негуманным сказкам.
  • Широко распространённое принятие и следование (копирование) нереалистичным кинофильмам, радио- и телепьесам и сериалам.
  • Широко распространённый поллианнаизм.
  • Широко распространённый утопизм.

13. Политические иррациональности

  • Войны.
  • Необъявленные войны и холодные войны.
  • Гражданские войны.
  • Политическая коррупция и казнокрадство.
  • Глупые процедуры выборов.
  • Политические бунты.
  • Терроризм.
  • Политическое преследование и пытки.
  • Экстремальный патриотизм.
  • Крайний национализм.
  • Постоянные международные дрязги.
  • Саботаж попыток мирового сотрудничества и кооперации.

14. Экономические иррациональности

  • Экологический ущерб и загрязнение.
  • Плохое использование и воспроизводство природных ресурсов.
  • Экономические бойкоты и войны.
  • Бесполезные препирательства работодатель-наёмный работник и забастовки.
  • Чрезвычайное стремление к наживе (спекуляция).
  • Взяточничество, коррупция и воровство в бизнесе.
  • Чрезмерное стремление к определённому экономическому статусу.
  • Взяточничество, коррупция, и казнокрадство в профсоюзах.
  • Вводящая в заблуждение и ложная реклама.
  • Бессмысленные ограничения на бизнес и труд.
  • Неэффективность в бизнесе и промышленности.
  • Пристрастие (аддикция) к глупым экономическим традициям.
  • Несправедливые и неэффективные налоги.
  • Злоупотребления азартными играми.
  • Глупое потребительство (консьюмеризм) (например, дорогие похороны, похороны собак, свадьбы, потребление алкоголя и т.д.).
  • Производство дешёвых низкокачественных материалов.
  • Недостаток разумной потребительской информации и контроля.
  • Неэффективное управление системами социального обеспечения.
  • Неэффективное управление правительственными органами.

15. Иррациональности избегания

  • Промедление (прокрастинация).
  • Полное избегание важных вещей, инерция.
  • Отказ встретиться лицом к лицу с важными фактами.
  • Чрезмерный или недостаточный сон.
  • Отказ от нужной нагрузки (упражнений).
  • Недостаток продумывания и подготовки к будущему.
  • Бесполезное самоубийство.

16. Иррациональности зависимости

  • Потребность в одобрении и любви со стороны других.
  • Потребность в авторитете, который должен управлять жизнью индивида.
  • Потребность в сверхчеловеческих богах и дьяволах.
  • Потребность в родителях, когда индивид уже стал зрелым по возрасту.
  • Потребность в утешителе, гуру или психотерапевте.
  • Потребность в герое.
  • Потребность в волшебных решениях проблем.

17. Иррациональности враждебности

  • Тотальное осуждение людей, если некоторые из их действий кажутся нежелательными или несправедливыми.
  • Предъявление требований людям непременно делать то, что индивид хотел бы от них, и осуждение их, когда они этого не делают.
  • Предъявление перфекционистских норм и настойчивые требования к людям, что они должны следовать им.
  • Повеление миру, что правосудие и справедливость должны существовать во вселенной, и впадение в ярость, когда это повеление не исполняется.
  • Настаивание на том, что препятствия и трудности не должны существовать, и что жизнь абсолютно ужасна, когда они обнаруживаются.
  • Проявление неприязни к неблагоприятным условиям вместо всего лишь работы по их преодолению или устранению, но при свербунтарской ненависти ко всей системе, которая породила эти условия, и к людям, вовлечённым в эту систему.
  • Запоминание прошлых несправедливостей и вечная мстительная вражда с виновниками этих несправедливостей.
  • Запоминание прошлых несправедливостей в кровавых деталях и вечное «пережёвывание» (обсессия) этих несправедливостей и их виновников.

18. Иррациональности поиска возбуждения (сильных ощущений)

  • Компульсивное продолжение игры на деньги, несмотря на серьёзные потери.
  • Образ жизни кутилы, плейбоя или прожигательницы жизни за счёт других, более основательных удовольствий.
  • Занятия рискованными видами спорта или времяпрепровождения при опасных условиях, такими, как скалолазание, альпинизм, охота или горные лыжи.
  • Преднамеренный секс без противозачаточных средств или предохранения от венерического заболевания.
  • Участие в издевательском посвящении в студенческое братство или в других опасных шутках.
  • Включение ложной пожарной тревоги.
  • Опасные формы дуэли.
  • Участие в краже или убийстве для получения сильных ощущений.
  • Участие в серьезных формах ссоры, борьбы, беспорядков или вражды для получения сильных ощущений.
  • Участие в жестоких развлечениях, таких, как убийство дубинками детёнышей тюленей  или петушиные бои, для получения сильных ощущений.

19. Иррациональности веры в волшебство (магию)

  • Истовая вера в волшебство, колдовство, ведьмовство и т.д.
  • Истовая вера в астрологию.
  • Истовая вера во френологию.
  • Истовая вера в медиумов и призраков.
  • Истовая вера в говорящих животных.
  • Истовая вера в экстрасенсорное восприятие.
  • Истовая вера в бесов и в изгнание бесов.
  • Истовая вера в силу молитвы.
  • Истовая вера в сверхчеловеческие существа и богов.
  • Истовая вера в проклятие и спасение.
  • Истовая вера, что вселенная действительно заботится о людях.
  • Истовая вера, что какие-то силы во вселенной следят за людьми и регулируют их жизни по принципу «заслуженности/незаслуженности».
  • Истовая вера в единство и связь всех вещей в мире.
  • Истовая вера в бессмертие.

20. Иррациональности безнравственности

  • Участие в безнравственных и преступных действиях, противоречащих собственному твёрдому моральному кодексу.
  • Участие в безнравственных и преступных действиях, в которых индивид имеет хорошие шансы быть арестованным и строго наказанным.
  • Участие в безнравственных и преступных действиях, когда индивид имеет хорошие шансы получения большей выгоды с меньшими усилиями законными способами.
  • Твёрдая вера, что фактически полностью исключена возможность быть уличённым в безнравственных и преступных действиях, когда в действительности для этого существует высокая вероятность.
  • Стойкая вера, что, если есть хорошие шансы избежать неприятностей при однократном преступном действии, то также есть хорошие шансы избежать неприятностей при повторных деяниях такого же рода.
  • Упрямый отказ индивида изменить безнравственное поведение даже при том, что он переносит суровые наказания за свои преступные действия.
  • Участие в преступных, агрессивных или смертоносных деяниях без каких-либо признаков реального смысла действовать безответственно или безнравственно.

21. Иррациональности, связанные с низкой толерантностью к фрустрациям или с гедонизмом короткой перспективы

  • Твёрдолобая настойчивость в достижении главным образом или только сиюминутных удовольствий вместо удовольствий длящегося настоящего и будущего.
  • Навязчивая идея немедленных удовольствий любой ценой.
  • Скулёж и сильнейшая жалость к себе, когда индивид сталкивается с необходимостью отказаться от сиюминутных удовольствий в пользу других благ.
  • Игнорирование опасностей, неотрывно связанных с получением сиюминутных удовольствий.
  • Стремление скорее к лёгкости и комфорту, чем к большему удовлетворению и удовольствию, что требует некоторого временного дискомфорта.
  • Отказ работать против вредной пагубной привычки из-за немедленно возникающего дискомфорта от расставания с ней.
  • Отказ продолжать программу деятельности с полезными или желанными результатами, потому что индивид рассматривает её тягостные аспекты как слишком трудные и искренне полагает, что их не должно быть.
  • Закусывать от нетерпения удила, когда нужно ждать или работать для достижения желаемых результатов.
  • Откладывание выполнения действий, о полезности которых индивид, казалось бы, знает и которые обещал себе сделать.
  • Потребление дефицитных предметов в значительных количествах в текущий момент времени, когда индивид знает, что будет очень нуждаться в них в будущем.

22. Защитные иррациональности

  • Рационализация своего плохого поведения вместо попытки честно его признать и исправить.
  • Отрицание своего плохого или глупого поведения, когда оно очевидно.
  • Уход от стоящих перед индивидом серьёзных проблем и «заметание их под коврик».
  • Неосознанное подавление индивидом каких-нибудь «позорных» действий, потому что он жестоко осудит себя, если сознательно допустит их.
  • Проецирование своего плохого поведения на других и настаивание на этом обвинении, чтобы не признавать свою ответственность за такое поведение.
  • Использование защиты типа «кислый виноград» и настаивание, что вы действительно не хотите нечто, что вы (на самом деле) хотите, когда находите слишком трудным для себя столкновение с фактом недостижения желаемого.
  • Отождествление себя с выдающимися людьми и нереалистичная вера, что вы обладаете теми же способностями или талантами, что и они.
  • Перепутывание людей, которые серьёзно влияли на вас в прошлом, с теми, в которых вы заинтересованы сегодня, и предполагание, что сегодняшние индивиды будут действовать точно так же, как известные вам в прошлом.
  • Выражение обратных чувств (таких, как любовь) для кого-то, к кому индивид в действительности испытывает противоположные чувства (такие, как ненависть).

23. Иррациональности приписывания (атрибуции)

  • Приписывание людям тех чувств к вам, которых они в действительности не испытывают в отношении вас.
  • Приписывание определённых мотивов поведения людей, когда у тех таких мотивов на самом деле нет.
  • Приписывание людям особого интереса к вам, когда у них нет такого интереса.
  • Приписывание людям определённых свойств или идей, потому что они — члены группы, которая часто демонстрирует такие свойства или идеи.

24. Иррациональности памяти

  • Забвение болезненных событий вскоре после их завершения и неиспользование полученного опыта во избежание будущей боли.
  • Приукрашивание фактов о поведении людей и выдумывание преувеличений и слухов о них.
  • Сосредоточение главным образом или только на непосредственных преимуществах или неудобствах тех или иных вещей и близорукое игнорирование того, что, вероятно, случится в связи с ними в будущем.
  • Подавление памяти о важных событиях, чтобы не чувствовать ответственность или позор по поводу того, что эти события произошли.
  • Слишком хорошее запоминание и навязчивое внимание к некоторым вещам, приводящее к нарушении эффективного мышления и деятельности в других отношениях.

25. Иррациональности требований

  • Обязательное требование к себе преуспевать в достижении определённых целей, чтобы принять себя как человека.
  • Обязательное требование к себе получать одобрение или любовь от значимых других.
  • Обязательное требование к себе делать практически всё отлично и/или получать совершенное одобрение практически каждого человека.
  • Обязательное требование ко всем окружающим индивида быть исключительно объективными, справедливыми, внимательными и любящими в отношении к нему.
  • Обязательное требование к условиям жизни быть всегда лёгкими и предоставлять индивиду практически всё, что он хочет, быстро, без какого-либо усилия с его стороны.
  • Обязательное требование к себе всегда испытывать почти совершенное удовольствие или экстаз.

26. Иррациональные верования о сексе

  • Верование, что половым актам внутренне присущи грязь, вредность или греховность.
  • Верование, что половые акты являются абсолютно плохими или безнравственными, если они не сопряжены с любовью, браком или другими несексуальными отношениями.
  • Верование, что оргазм является священным, и что у секса без оргазма нет никакой реальной радости или законности.
  • Верование, что половое сношение является священным (действием) и что у секса без этого нет никакой реальной радости или законности.
  • Верование, что у человека должна быть сексуальная компетентность и что его ценность как человека зависит от этого качества.
  • Верование, что хороший секс всегда должен включать одновременный оргазм.
  • Верование, что мастурбация и петтинг для достижения оргазма позорны и что только обычное половое сношение законно.
  • Верование, что мужчины могут законно и нравственно иметь больше секса или менее ограниченный секс, чем женщины.
  • Верование, что сексуальная компетентность должна приобретаться спонтанно и легко, без какого-либо специфического вида обучения или практики.
  • Верование, что у женщин небольшой естественный интерес к сексу, они остаются естественно пассивными и имеют низшие сексуальные способности и возможности.
  • Верование, что два человека, которые любят друг друга, могут быть лишь слегка или совсем никак сексуально заинтересованы в других индивидах.

27. Иррациональные верования о  науке, иррациональности учёных

  • Верование, что наука обеспечивает панацею для решения всех человеческих проблем.
  • Верование, что научный метод составляет единственный способ расширения человеческого знания.
  • Верование, что все технологические изобретения и достижения хороши для людей.
  • Верование, что раз логико-эмпирический метод науки не даёт совершенные решения всех проблем и имеет свои ограничения, то он малополезен или совсем бесполезен.
  • Верование, что если в научных наблюдениях существует неопределённость, то логико-эмпирический метод полностью бесполезен.
  • Верование, что если наука нашла свидетельства и объяснения гипотез, которые первоначально существовали только в человеческом воображении (например, теория относительности), она должна и несомненно найдёт свидетельства и объяснения других гипотез, созданных воображением человека (таких, как существование души или Бога).
  • Верование, что если ученый признан как авторитет в одной области (например, Эйнштейн как физик), у него или неё должны быть авторитетные мнения в других областях (например, в политике).
  • Сильная склонность очень компетентных, исключительно хорошо подготовленных учёных действовать очень предвзятым, глупым образом в отдельных важных аспектах своей области научной деятельности и вести себя ещё более по-дурацки в личной жизни.
  • Сильная склонность прикладных специалистов социальных наук, — таких, как клинические психологи, психиатры, социальные работники, адвокаты и священнослужители, — вести себя саморазрущающе и ненаучно в их личной и профессиональной жизни.

Вышеприведённый список человеческих иррациональностей, который никоим образом не. Некоторые из них, правда, частично совпадают, так что список включает повторения. В то же время, этот список — только весьма упрощённая схема. Под каждым из его заголовков мы можем легко включить в категорию большое количество других иррациональностей. Под первым заголовком, «Иррациональности традиций, нравов и конформизма», например, мы могли легко включить сотни идиотизмов, связанных с ухаживанием, браком и свадебными обычаями, многие из которых ушли в прошлое, но немало всё ещё сохраняются.

Этот перечень не претендует быть исчерпывающим, включает почти 250 основных подрывающих счастье человеческих склонностей (happiness-sabotaging tendencies).

Психотерапия представляет собой один из самых печальных примеров в этом отношении. Мы упомянули об этом кратко, под заголовком «Иррациональные верования о науке, иррациональности учёных», как о «Сильной склонности прикладных специалистов социальных наук, — таких, как клинические психологи, психиатры, социальные работники, адвокаты и священнослужители, — вести себя саморазрушающе и ненаучно в их личной и профессиональной жизни». И это отнюдь не ложный поклёп! Психотерапия предполагается областью научного исследования и практического приложения его результатов, а психотерапевты видятся решительно приверженными помогать клиентам устранять или минимизировать их иррациональные, саморазрушающие мысли, чувства и поведенческие привычки. На деле же в основном наблюдается прямо противоположная картина. Большинство психотерапевтов вовлечены в повсеместные антинаучные поветрия и этим помогают своим клиентам поддерживать или даже усиливать их неразумность.

В действиях психотерапевтических «помощников» вообще прослеживается немало увесистых иррациональностей. Например, вместо того, чтобы проявить комплексный мультимодальный подход, включающий в себя эмоциональный, когнитивный и поведенческие компоненты, многие фетишистски следуют единственному монолитному подходу, такому как: осознанность, инсайт, эмоциональное отреагирование, понимание прошлого, переживание на опыте, рациональность или физическое отреагирование. Они порой испытывают сильную потребность в одобрении со стороны клиентов и нередко привязывают последних к себе в рамках длительных отношений зависимости. Они часто отказываются от научного, эмпирически выверенного анализа в пользу притянутых за уши предположений, которые редко соотносят с фактическими данными. Они подчас догматически настаивают на том, что только их метод или система помогает людям, и проявляют закрытое сознание в отношении других систем или техник. Они часто игнорируют биологические основы человеческого поведения и полагают, что всегда должны быть (только) определённые ситуационные причины для всех расстройств, и, что ещё хуже, они уверены, что если эти причины будут обнаружены, то расстройства будут автоматически исчезать. Они всё чаще и всё больше обращаются к магии, исцелению верой, астрологии, картам Таро и другим ненаучным средствам «трансперсональной» психотерапии.

Этот список не является исчерпывающим и легко мог бы быть удвоенным или утроенным. Повторю главное: фактически у всех заголовков и подзаголовков в вышеприведённом списке основных человеческих иррациональностей есть два или более десятков подразделов, и для каждого подраздела существует весьма основательное количество подкрепляющих данных наблюдений и экспериментов.

При условии, что все вышеперечисленные основные человеческие иррациональности существуют — и ещё множество подобных! — можно ли поддержать тезис о том, что они имеют, по всей вероятности, биологические корни, произрастающие из глубинной природы людей? Да, на нескольких солидных, убедительных основаниях, приводимых ниже.

Все основные человеческие иррациональности, свойственны, кажется, в том или ином виде, фактически всем людям. (Не в равной степени, конечно!) Некоторые из нас ведут себя, в целом, намного менее иррационально, нежели другие, но попробуйте найти хоть одного человека, который весьма часто не подписывается на все эти основные иррациональности. Например, взглянув только на первые девять групп верований, которые относятся к теме «самосаботажа», сможете ли вы сказать, что знаете хотя бы одного мужчину или женщину, который бы не следовал слепо какому-либо глупому устаревшему обычаю или же не давал бы себе глобальные, категоричные личностные оценки, не имел бы сильных предубеждений, нелогичных суждений, не дурачил бы себя идеей о том, что испытываемое сильное чувство свидетельствует об объективной действительности, не имел бы каких-нибудь пагубных привычек или же являлся человеком, совершенно свободным от всех невротических признаков, и никогда не следовал религиозным догмам? Есть ли хоть один такой человек?

Почти все основные иррациональности, что существуют сейчас, имели неограниченную власть практически во всех социальных и культурных группах, которые исследовались историками и антропологами. Хотя правила, законы, нравы и нормы широко варьируются от одной группы к другой, доверчивость, абсолютизм, догматизм, религиозность и долженствование в отношении этих стандартов остаются удивительно схожими. Так, ваши родители и ваша культура советуют или обучают вас носить один вид одежды в мире западной цивилизации, а другой — на островах Южных морей. Но где бы вам не внушали, что «тебе лучше одеться правильно или надлежащим образом, чтобы люди приняли тебя и отнеслись к тебе благосклонно», вы иррационально доводите эту «правильную» норму до «я должен одеваться надлежащим образом, потому что мне абсолютно необходимо одобрение других людей. Я не способен переносить неодобрение и неудобства, которые могут таким образом обратиться на меня, и, если им не нравится моё поведение, это означает, что они не любят меня и что я стою не больше, чем совершенно гнилая личность!» Хотя ваши родители и ваши учителя могут подталкивать вас думать таким абсолютистским, самоугнетающим образом, у вас есть врождённая человеческая склонность к доверчивому восприятию их (глупостей) всерьёз, продолжать их бессмыслицу всю оставшуюся жизнь и изобретать её самостоятельно, если они умудрились снабдить вас относительно слабым абсолютизмом.

Многие из тех иррациональностей, которым люди всерьёз следуют, идут вразрез с почти всеми наставлениями родителей, сверстников и средств массовой коммуникации. Тем не менее, они отказываются от них отказываться! Мало какие родители рекомендуют вам делать сверхобобщения, придерживаться нереалистичных утверждений или отстаивать противоречивые суждения, но вы, как правило, делаете такого рода вещи постоянно. Ваша образовательная система настоятельно рекомендует вам учиться, отучиваться и переучиваться, но вы (точно) испытываете большие трудности в выполнении этих рекомендаций во многих важных отношениях. Вы сталкиваетесь с настойчивыми попытками окружающих заставить вас отказаться от непродуктивных и самовредящих привычек вроде переедания и курения. Но вы в значительной степени склонны сопротивляться этим постоянным поучениям.

У вас могут быть родители, которые воспитывают вас в духе радикального скептицизма или антирелигиозности, и всё же вы можете легко принять на веру какую-нибудь крайнюю религиозную ортодоксию в зрелые годы. Вы узнаёте о желательности регулярного посещения своего врача и дантиста уже в начальной школе, но побуждает ли это знание вас так поступать? Утихомиривает ли ваш поллианнаизм или утопизм или избавляет вас от неуместного пессимизма повседневное и повсеместное чтение о фактах жизни? Тысячи хорошо документированных книг и фильмов ясно раскрыли несправедливости войн, бунтов, терроризма и крайнего национализма. Они действительно побудили вас настоятельно выступать против этих форм политической иррациональности?

Практически ни один человек не подталкивает вас к прокрастинации и к избеганию встречи лицом к лицу с мрачными фактами жизни. Опасный поиск вами острых ощущений редко встречает одобрение других людей. Разве это мешает вам не отказывать себе в таких глупостях? Огромное большинство ученых выступает против магического, неверифицируемого (непроверяемого), абсолютистского, фанатичного мышления. Вы всегда учитываете их мнение? Вы обычно прекрасно знаете, какие моральные и этические правила поддерживаете, и почти все, кого вы знаете, побуждает вас поддерживать именно такие правила. Но разве вы их действительно придерживаетесь? Низкая терпимость к фрустрации и безотложный гедонизм редко оказываются приемлемыми для ваших старших (родственников), учителей, священнослужителей и любимых писателей. Разве их неодобрение останавливает вас от частого погружения в сиюминутные удовольствия за счёт будущих выгод? Кто учит вас рационализировать и стимулирует делать так и дальше? Какой психотерапевт, друг или родитель соглашаются с другими способами вашей защиты? Но разве их почти всеобщая оппозиция останавливает вас? Разве значимые другие в вашей жизни вознаграждают вас за требование совершенства от себя или от них или за скуление и стенания на тему, что условия жизни должны быть именно такими, которыми вы их желаете видеть?

Конечно, у очень многих иррациональностей есть важный культурный компонент. Но очень многим из них, как представляется, почти нигде не научают, а многие другие строго осуждаются, но они всё же повсеместно процветают.

Как утверждается выше, фактически все иррациональности, перечисленные в этой главе, справедливы не только для индивидов невежественных, глупых и с сильно расшатанной психикой, но также и для очень интеллектуальных, образованных, и относительно устойчивых личностей. Индивиды с учёными степенями по физике и психологии, например, имеют расовые и другие предубеждения; безудержно предаются мышлению желаниями; убеждены, что если человек сильно в нечто верит — или интенсивно это нечто сам переживает, — то это нечто обладает независимой реальностью. Они становятся жертвами всех видов пагубных привычек (включая такое пристрастие, как алкоголизм), по-дурацки влезают в долги; искренне полагают, что обязаны получать одобрение других людей; и сочиняют слухи о посторонних, в которые затем убеждённо верят. Чрезвычайно умные и хорошо образованные люди придерживаются, вероятно, меньшего количества или менее жёстких иррациональностей, чем среднестатистические представители населения, но у первых вряд ли есть монополия на рациональное поведение!

Столь много людей придерживаются крайне иррациональных верований и вовлечены в исключительно самовредящие формы поведения так часто, что мы лишь с большим трудом можем поддержать гипотезу, что они полностью научаются таким способам реагирования. Даже если мы выдвинем гипотезу, что они главным образом научаются вести себя так ужасно, возникает очевидный вопрос: Почему они позволяют себе так легко быть напичканными учениями их культуры, и если они действительно впитывают их во время неопытной юности, почему они позже не научают себя, как выбросить эти бессмыслицы? Почти все мы приобретаем политические, социальные и религиозные ценности от наших родителей и социальных институтов в детстве, но мы часто отказываемся от них позже, после того, как поступим в колледж, прочитаем некоторые трезвые книги, или окажем поддержку людям, которые придерживаются существенно иных ценностей. Почему мы не делаем этого со многими из наших наиболее идиотичных и непрактичных представлений, которые явно не согласуются с реальностью и причиняют нам значительный вред?

Рассмотрим, например, следующие идеи: (1) «Если моя сестра обидела меня в детстве, то это значит, что все женщины опасны и с ними лучше не устанавливать близкие отношения». (2) «Если у меня недостаточно умений в какой-то области, такой как обучение в вузе, то это значит, что я — абсолютно ничего не стоящий человек и не заслуживаю никакого счастья». (3) «Поскольку вы относитесь ко мне несправедливо, чего вы делать абсолютно не должны, вы непременно обязаны пересмотреть свое поведение и начать относиться ко мне лучше в дальнейшем». (4) «Поскольку я очень люблю курить, то не могу бросить. И хотя другие люди испытывают серьёзные проблемы из-за курения, мне это, по всей видимости, сойдёт с рук, не причинив особо вреда». (5) «Поскольку чёрные бывают арестованы и осуждены за большее количество преступлений, чем белые, то это значит, что все они являются безнравственными и с ними не стоит иметь никаких дел». (6), «Если биологический фактор и наследственность играют важную роль в эмоциональных расстройствах, то мы ничем не можем помочь людям с такими психологическими нарушениями, а их положение безнадёжно».

Ясно, что все эти иррациональные суждения и сотни им подобных либо не имеют никакого смысла, либо наносят огромный социальный и индивидуальный вред. И всё же мы  истово верим в них в миллионах случаев. Даже если мы можем показать, что значительная часть этих верований происходит от социального научения (что, по всей вероятности, и имеет место быть), отчего же мы так настойчиво продолжаем впитывать и держаться за них? У нас, очевидно, есть сильная врождённая предрасположенность поступать именно так.

Когда умные и образованные люди отказываются от многих своих иррациональных идей, они часто склонны принимать на вооружение другие бессмысленности или бросаться в противоположные иррациональные крайности. Фанатичные верующие склонны становится не менее истовыми атеистами. Левые экстремисты становятся правыми экстремистами. Индивиды, склонные откладывать свои дела на потом (прокрастинировать), могут позже проявить себя как компульсивные работники. Люди, которые поддаются одной иррациональной фобии, обнаруживают себя уже с другой, не менее иррациональной, фобией. Экстремизм имеет тенденцию оставаться естественной человеческой чертой, которая принимает ту или иную нелепую форму.

Люди, которые кажутся наименее подверженными иррациональным мыслям и поступкам, всё же обращаются к ним и иногда на полном серьёзе. Человек, который редко сердится, при случае становится настолько разгневанным что почти или действительно может убить кого-то. Женщина, которая дерзновенно изучает трудные предметы и идёт сдавать сложные экзамены, может чувствовать, что она не в состоянии вынести отказ на собеседовании и не может больше искать подходящую должность. Психотерапевт, который объективно и беспристрастно разъясняет своим клиентам, как вести себя более рационально, может действовать весьма иррационально и отказать клиенту в терапии, если тот упорно сопротивляется. В таких случаях, необычные средовые условия часто вызывают глупое поведение обычно здравомыслящих индивидов. Но очевидно же, что люди так реагируют на эти условия потому, что у них есть некоторая базисная предрасположенность вести себя иррационально при необычном воздействии или в стрессовой ситуации, и эта базисная предрасположенность, вероятно, содержит врождённые элементы.

Люди, изо всех сил противостоящие разнообразным видам иррациональностей, часто становятся их жертвами. Агностики поддаются фанатичным, абсолютистским мыслям и чувствам. Крайне религиозные индивиды ведут себя весьма безнравственно. Психологи, которые полагают, что чувство вины или самопринижение являются самовредящими, сами вводят себя в состояние вины и занимаются самоуничижением.

Осознание и понимание неразумного поведения только частично, если вообще, способствует его изменению. Вы можете прекрасно знать о вреде курения и всё же продолжать курить больше, чем когда-либо! Вы можете понимать, что ненавидите секс потому, что родители так строго вас воспитали, но вы можете, тем не менее, продолжать ненавидеть его. Вы можете обладать ясным «интеллектуальным» представлением о своём высокомерном самомнении, но не иметь «эмоционального» понимания, как изменить это. Такая ситуация в значительной степени обусловлена врождённой человеческой предрасположенностью иметь одновременно два противоречивых верования: одно «интеллектуальное», которого вы легко и время от времени придерживаетесь, а другое — «эмоциональное», которое вы энергично и последовательно отстаиваете и в соответствии с которым вы обычно и склонны действовать. Эта наклонность одновременно иметь противоречивые верования, судя по всему, является частью человеческой природы.

Как бы долго и упорно люди ни старались,  они обычно находят исключительно трудным преодолеть или устранить свои иррациональные мысли и привычки, и до некоторой степени они в этом отношении всегда остаются исключительно склонными к ошибочным способам деятельности. Мы бы могли предположить, что люди научаются своему пагубному поведению в раннем возрасте, вследствие чего находят трудным изменить себя. Но проще и логичнее заключить, что эта ошибочность имеет врождённый источник и что их ранняя готовность к обусловливанию и склонность к принятию обучения собственно дисфункциональному поведению представляют существенную часть их врожденной способности ошибаться. Они, конечно же, вряд ли приобретали готовность к обусловливанию исключительно благодаря кому-то, кто их обусловливает!

Кажется достаточно ясным, что определённые иррациональные идеи проистекают из индивидуальных, невыученных (или даже антивыученных) опытов жизни; что мы находчиво, хотя и безумно, изобретаем их в очень творческом стиле. Предположим, например, что вы влюбляетесь в кого-то и интенсивно чувствуете, «знаете» и утверждаете: «Я знаю, что буду любить тебя всегда!» Вы точно не научались этому знанию, так как вы читали не только о Ромео и Джульетте, но также и много другой информации, такой, как статистические данные о разводах, которые показывают, что люди редко романтично обожают друг другу всю жизнь. Вы, следовательно, выбираете свое «знание» из нескольких областей данных, которые вы, возможно, выбрали «знать». И вы, вероятнее всего, делаете так потому, что романтическая любовь часто несёт в себе присущую ей иллюзию: «Поскольку моё чувство к вам такое подлинное и интенсивное, я знаю, что оно сохранится навсегда». Вы эгоистично создаёте ложное и иррациональное «знание», которое сплетено с вашими подлинными чувствами.

Есть естественная человеческая установка, которая чудится «доказывающей», что если у индивида присутствуют глубокие чувства, то это (само по себе) «доказывает» нечто о внешней вселенной.

Если мы внимательно посмотрим на некоторые из самых популярных разновидностей иррационального мышления, то создаётся впечатление, что люди их осознают. Они начинают с разумного или реалистичного высказывания и делают нелогичное заключение по типу non sequitur (не следствие). Таким образом, вы начинаете с «было бы очень здорово, если бы Джейн любила меня» и ошибочно заключаете: «И поэтому она должна любить меня, и это ужасно, если она этого не делает». Если же вы начнёте с ещё более сильного высказывания «Это было бы исключительно приятно и необыкновенно, если бы Джейн любила меня», вы даже с большей вероятностью сделаете вывод «Поэтому она должна (меня любить)!» Но независимо от того, насколько верной является первая часть вашего суждения, вторая часть остаётся нелогичным заключением, не имеющим никакого смысла.

Точно так же вы склонны иррационально заключать: «Поскольку я нахожу порядок желательным, то мне необходима определённость». И: «Поскольку я считаю неудачу наименее желательным исходом, то это значит, что (1) я должен не ошибаться; (2) это не мои действия привели к неудаче, а это он меня вынудил провалиться; и, (3) возможно, я вообще не терпел никакой неудачи». И: «Поскольку будет очень сложно бросить курить, то я нахожу это слишком сложным и не могу этого сделать». Все эти нелогичные (non sequiturs) заключения исходят из аутичного, претенциозного мышления, — вы просто приказываете, что если вы чего-то очень желаете, то оно просто-напросто должно существовать, а то, что вы находите неприятным, не должно (вам мешать). Этот вид аутичного мышления представляется в существенной мере врождённым.

Многие виды иррационального мышления в значительной степени состоят из махровых сверхобобщений, и, как показали Альфред Коржибский и его последователи, эти сверхобобщения являются нормальной, хотя и глупой, частью человеческой природы. Вы, таким образом, в очередной раз начинаете с благоразумного высказывания — «я провалил этот тест», — и затем делаете сверхобобщение — «и я буду всегда терпеть неудачу; у меня нет никакой возможности преуспеть». Или вы начинаете с констатации — «они иногда обращаются со мной несправедливо», — и затем сочиняете сверхобобщение — «они всегда обращаются со мной несправедливо, и я не могу это вынести». Подобная нелогичность опять же выглядит вполне естественной для мышления нормальных людей. Дети, как показал Жан Пиаже, не способны на правильные умозаключения до 7-ми или 8-летнего возраста. Взрослые часто не способны на них всю свою жизнь!

Человеческое мышление значительно разнится не только в зависимости от уровня интеллекта, а некоторые формы мышления зависят в большой степени от связи с функционированием левого или правого полушарий мозга. Интеллект и особенности организации левого и правого полушарий мозга во многом носят наследственный характер и не возникают в результате научения.

Некоторые формы иррациональности, такие как низкая фрустрационная толерантность или поиск немедленных ложных утех, а не долгосрочного удовольствия, свойственны как многим более низшим животным, так и людям. George Ainslie написал обзор работ по обманчивым выгодам и показал, как снижение в эффективности вознаграждения происходит и у животных, и у людей по мере отдалённости награды от времени выбора (Ainslie, 1974). Довольно ясные физиологический и наследственный компоненты снова представляются очевидными и здесь.

Есть подтверждения тому, что люди гораздо легче научаются самовредящему поведению, нежели полезному. Они, таким образом, очень легко переедают, но им гораздо труднее придерживаться благоразумной диеты. Они могут научиться курить сигареты, обычно у своих глупых ровесников, но если другие сверстники или старшие пытаются научить их, как бросить курить или вести себя более самодисциплинированно в других отношениях, они сопротивляются этому обучению совершенству! Они довольно легко подхватывают предубеждения против афроамериканцев, иудеев, католиков и азиатов, но редко усваивают учение толерантности. Они легко приводят себя в состояние волнения, подавленности, ненависти и самопринижения, но тратят огромное количество времени и усилий для того, чтобы избавиться от этих беспокоящих чувств Не похоже, что они обречены на это глупое, бездумное поведение на всю жизнь, но поразительно близки к этому.

Литература

1. Parker R. S. Emotional Common Sense (New York: Harper, 1973), p. 13.

2. Ainslie G. Specious Reward: A Behavioral Theory of Impulsiveness and Impulse Control, Psychological Bulletin 82 (1974): 463-96.

3. Хоффер Э. Истинноверующий: Мысли о природе массовых движений. — Мн.: ЕГУ, 2001.

Abstract. The article of the founder of cognitive approach outlined arguments that the fundamental irrationality is rooted in human biology. The recognition of such a state of things does not exclude but helps to find more productive ways to reduce human irrationality and its negative consequences. Classification and formulations of about 250 basic irrational beliefs, common in modern society, are presented.

Материалы с сайта: Евгений Волков (Evgeny Volkov)

Резюме

В статье классика когнитивного подхода изложены аргументы в пользу фундаментальной укоренённости иррациональности в человеческой биологии. Признание такого состояния вещей не исключает, а помогает найти более продуктивные способы уменьшения человеческой и

Тип материала