> РЭТ-упражнение № 11 | РЭПТ в России и мире

РЭТ-упражнение № 11

Подумайте о какой-нибудь проблеме, которую вам нужно решить. Ну, например:

  • Как получить хорошую работу.
  • Как произнести хорошую речь.
  • Как выиграть партию в гольф.
  • Как написать курсовую работу.
  • Как проехать по незнакомому городу.
  • Как общаться с людьми.
  • Как получать больше радости от секса.
  • Какой телевизор купить,
  • Какой дом купить.
  • Кого выбрать партнером по игре.
  • Какой курс прослушать в школе.
  • Какое платье надеть на вечер.
  • Какую карьеру выбрать в жизни.

Какой комплекс физических упражнений выбрать.

Посмотрите, не связаны ли с этими практическими задачами какие-либо эмоциональные или поведенческие проблемы, например:

Тревожит ли вас то, найдете ли вы хорошую работу и удержитесь ли на ней?

  • Будет ли вам стыдно, если вы плохо выступите?
  • Будете ли вы подавлены, если плохо сыграете в гольф?
  • Продолжаете ли вы оттягивать написание курсовой работы?
  • Раздражаетесь ли вы во время езды по незнакомому городу?
  • Боитесь ли вы общаться с людьми?

Осуждаете ли вы себя из-за ваших сексуальных проблем?

Не стараетесь ли вы лихорадочно собрать каможно больше информации обо всех марках телевизоров, прежде чем принять решении купить только один?

  • Боитесь ли вы, что купленный вами дом рухнет или сгорит?
  • He осуждаете ли вы себя со всей строгостью за то, то выбрали не того партнера для игры?
  • He меняете ли вы курсы в школе, несмотря на то чтo семестр уже начался?
  • Страдаете ли вы по поводу выбора платья для вечера?
  • Что вы делаете для выбора карьеры? Быть может, ничего?
  • Не слишком ли часто вы меняете комплекс упражнений, не успев получит никакого результата?

Eсли вы встревожены, подавлены, страдаете от стыда, переживаете гнев из-за возникших практических проблем или если вы нерешительны, трусливы или импульсивны, то ищите догматические требования (должен, обязан, ужасно, не могу этого вынести и т. п.), которые сопровождают ваши рассуждения. Например:

«Я должен  получить хорошую работу, а получив, обязан  сохранить ее».

«Моя речь должна  быть блестящей! Будет ужасно стыдно, если кто-нибудь засмеется».

«Я должен  был играть лучше. Я просто никудышный спортсмен».

«Почему этот чертов курсовик такой трудный? Он же должен  быть проще! Яне могу вынести  этого. Напишу-ка я его потом».

«Улицы этого захудалого городишки должны  быть вымощены получше. И дорожные знаки должны  быть более понятными. Просто ужасно, что меня вынуждают так нервничать».

«Я должен  купить за свои деньги самый лучший телевизор. Я не переживу, если он окажется не самым-самым!»

«Только представьте себе: я куплю дом, а после этого с ним случится нечто страшное!  Я должен  получить твердую гарантию, что с домом никогда и ничего не случится».

«He прощу себе, если выберу не того партнера для игры. С моей стороны это будет полным* идиотизмом».

«Я должен  прослушать самый лучший курсу самого лучшего преподавателя. Если я зря потрачу время, это будет просто ужасно. Если я не смогу добиться того, чтобы перейти на другой курс посреди семестра,— хотя это против правил, — значит, я просто тряпка!»

«Если я надену на вечер неподходящее платье и надо мной будут смеяться, я покончу с собой!»

«Какую работу ни выбери — всюду слишком «много беспокойства. Это не для меня. Я не могу вынести  столько переживаний».

«Я не обязан  тренироваться, но я обязан  быть сильным и здоровым даже без этого!» Активно оспаривайте свои представления о должном, ужасном, невыносимом. Например:

Дискуссионный вопрос:  «Почему я должен  получить хорошую работу? Где написано, что я обязан  сохранить ее, если получу?» Ответ: «Я не должен  получить хорошую работу, но я очень хотел бы  этого. А потому я буду стараться».

Дискуссионный вопрос:  «Где сказано, что моя речь должна  быть превосходной? Почему мне должно  быть стыдно, если кто-то станет смеяться?» Ответ:  «Нигде этого не сказано — за исключением тех глупых сценариев, которые я сам для себя сочиняю. Если кто-то станет смеяться — да, это будет очень неприятно. Но это означает только то, что моя речь получилась плохой, но сам я от этого не становлюсь ни плохим, ни некомпетентным, ни опозоренным».

Дискуссионный вопрос:  «По какой причине я обязан  играть в гольф лучше? Почему я должен считаться безнадежно плохим спортсменом, если плохо играю в гольф?» Ответ:  «Нет такой причины. И все-таки если бы я играл лучше, это было бы здорово! Моя плохая игра означает только одно — что в этот раз мне не повезло. Но это не значит, что я никогда не смогу играть лучше или преуспеть в другом виде спорта!»

Дискуссионный вопрос:  «Докажите, что курсовая работа обязана  быть простой. И что это означает — невозможно вынести?» Ответ:  «Курсовая работа должна быть  именно такой трудной. Потому что именно так обстоят дела с курсовыми работами на данном этапе. Мне не нравится вся та суета, которая связана с выполнением курсовой работы. Но это еще семечки по сравнению с тем, что последует, если я ее не  сделаю вовсе. А потому — марш к кульману!»

Дискуссионный вопрос:  «Докажите, что улицы должны  быть лучше вымощены, а дорожные знаки обязаны  быть понятными. Действительно ли это так ужасно,  что мне приходится из-за этого нервничать?» Ответ:  «Я могу доказать только то, что хорошо вымощенные улицы и понятные дорожные указатели — гораздо лучше, чем плохие. Но я не могу доказать, что это просто обязано быть так, и только так, потому что в таком случае улицы обязательно были бы устроены таким образом, чтобы мне было удобно. Похоже на то, что отцы города не заботятся о нем так, как мне бы того хотелось. Это скверно. Но дорогу я все-таки найду».

Дискуссионный вопрос:  «А что, я действительно обязан  получить за свои деньги самый-самый лучший телевизор? Я действительно не переживу,  если меня надуют?» Ответ:  «Нет, это не входит в условия. Вполне может случиться так, что мне подсунут посредственный телевизор. Но, в конце концов, и от посредственного телевизора я получу удовольствие. Посредственный телевизор — это не идеальный вариант, но все-таки в этом больше хорошего, чем плохого. Если я не рискну и не куплю ни одного из тех, которые есть в продаже, я могу и вовсе остаться без телевизора. Надо все-таки решиться и что-то выбрать».

Дискуссионный вопрос:  «Действительно ли мне нужна  твердая гарантия того, что с любым домом, который я куплю, все и всегда будет в порядке? И если с моим домом случится что-то плохое, то неужели это повлечет за собой конец света?» Ответ:  «Конечно, если бы я получил такую гарантию, это было бы замечательно. Но таких гарантий попросту не существуют. Единственное, на что я могу рассчитывать, — это на более или менее высокую степень вероятности того, что купленный мною дом простоит достаточно долго вопреки всем тем неприятностям, которые в принципе могут с ним приключиться. Но даже если мой дом рухнет, то я все равно буду продолжать жить и радоваться жизни».

Дискуссионный вопрос:  «Неужели я никогда не смогу простить себе, что неудачно выбрал партнера для игры, в результате чего мы проиграли? Неужели выбор неподходящего партнера на самом деле делает меня идиотом?» Ответ:  «Разумеется, я прощу себе неудачный выбор партнера. Это было неразумно с моей стороны, но, весьма сомнительно, что я стал от этого полным тупицей. Я имею право ошибаться, я могу сделать неудачный выбор. Но не всегда  же так будет! Я не заслуживаю порицаний или проклятий  за это. Я могу принимать себя таким, каков я есть, хотя и сам не одобряю дурацких решений. Но зато я извлеку из происшедшего урок и в будущем стану подходить к выбору более ответственно».

Дискуссионный вопрос: «Действительно ли  я должен  прослушать самый лучший курс у самого лучшего преподавателя? И если я не смогу нарушить школьные правила и перейти на другой курс посреди семестра, то неужели  из-за этого меня можно назвать тряпкой?» Ответ:  «Нет, прослушать самый лучший курс у самого лучшего преподавателя совершенно не обязательно, но весьма желательно. Если я не смогу заставить администрацию школы перевести меня к другому преподавателю, то это не значит, что я безвольный человек, я всего лишь подчиняюсь общим правилам. И даже если я проявляю слабость, то это вовсе не означает, что я вообще слабая или безвольная личность».

Дискуссионный вопрос:  «Почему любая работа, которую я выбираю, требует от меня таких усилий? И где написано, что я не смогу справиться с работой, требующей от меня этих усилий?» Ответ:  «В любой работе есть свои неприятные стороны, но нельзя сказать, что их слишком  много. Преодоление трудностей — неотъемлемая часть любой карьеры. Это плохо. Но если я буду бояться трудностей, то могу вовсе не сделать карьеры. А это еще хуже.  Мне могут не нравиться  те трудности, которые связаны с выбранной мною карьерой, но, определенно, я могу с этим справиться.  И я наверняка так и сделаю — если хочу преуспеть!»

Отыскав у себя иррациональные представления (IBs),которые мешают решению практических проблем и принятию правильных решений, вам следует вернуться к исходным проблемам и постараться решить их. При этом вы можете использовать следующие навыки решения проблем:

Во-первых, надо как можно более четко сформулировать задачу. Например:

Что мне нужно сделать, чтобы получить хорошую работу? Каким должен быть мой первый шаг?

Какие шаги следует предпринять потом?

С кем я могу проконсультироваться по вопросу получения хорошей работы?

Кто из моих друзей может мне помочь?

Какое резюме следует написать?

Кто может мне помочь в написании резюме?

Стоит ли давать знать моим прежним нанимателям, что я ищу работу, чтобы получить хорошие рекомендации?

Что надо сделать, чтобы успешно пройти собеседование? И так далее.

Запишите как можно больше вопросов, связанных с решением ваших практических проблем — вроде тех, которые приведены выше. Затем обдумайте — а еще лучше запишите на бумаге — возможные ответы. Составьте план действий, направленный на реализацию ваших идей. И начинайте работать — заставляйте себя  действовать по плану.

Если все у вас идет хорошо, то это просто прекрасно. Продолжайте решать свои практические задачи. Если вы не можете выполнить намеченное, или выполняете его плохо, или чересчур расстраиваетесь из-за незначительности результатов, то, скорее всего, у вас возникнут определенные эмоциональные затруднения, вызванные практическими проблемами.

Если это случится, вернитесь к основам РЭТ, чтобы распознать возникшие эмоциональные затруднения и разобраться с ними. Вам придется — подобно челноку — переходить от практических проблем к эмоциональным и обратно к практическим.

Не следует ожидать рождения безупречного или блестящего решения. Ведь такие наивные ожидания только умножат ваши эмоциональные дилеммы и ухудшат положение!