> РЭТ-упражнение № 9 | РЭПТ в России и мире

РЭТ-упражнение № 9

Вспомните какое-нибудь событие или явление, из-за которого вы испытали эмоциональное расстройство или вели себя глупо в настоящее время или в недавнем прошлом. Запишите.

Пример: Кто-то солгал вам, и вы впали в ярость и готовы были убить обманщика.

Вы не смогли выполнить своих обычных упражнений и потому, разозлившись на себя, чувствовали подавленность.

Вы пришли в повседневном костюме на официальный прием и почувствовали себя неловко.

Вас сурово раскритиковал ваш друг, которому вы не раз помогали, и теперь вы обижены на него и жалеете себя.

Вы дали зарок бросить курить и не бросили.

Вы проявили эгоизм и причинили вред ни в чем не повинному человеку.

Вы поддались «самолетобоязни» — и за тысячи миль отправляетесь на машине.

Вы презираете себя за то, что не можете справиться с какой-то фобией или комплексом.

Вспомнив, как вы расстраивались и вели себя несообразно, причинив себе ощутимый вред, предположите, что тут замешаны представления об «обязанностях», и постарайтесь отыскать их.

Пример: «Эта женщина солгала мне. Она не имела права  меня обманывать. Как жестоко она поступила!»

Попробуйте найти также и распространенные иррациональные представления, которые часто сопровождают представления об «обязанностях». Запишите их.

Нагнетание страхов и ужасов.

Пример: «Я поступила глупо, придя на прием в обычном платье. Я не должна  была так поступать. Ужасно,  что я не умею прилично одеваться».

«Я этого не переживу».

Пример: «Меня обругал мой друг, а ведь я всегда помогал ему и он мне многим обязан. Он не имел права  так поступать. Я этого не переживу.  Такая неблагодарность  просто невыносима!»

Чувства собственной ничтожности и ненависти к себе.

Пример: «Я нарушил зарок бросить курить, хотя не должен  был этого делать. Значит, я — жалкая, ничтожная личность.  Я же знаю, насколько это важно, и если все равно продолжаю курить, значит, я действительно ничего не стою».

Самобичевание, проклятия в свой адрес.

Пример: «Я незаслуженно обидел друга, который ни в чем передо мной не провинился. Я не имел права  так поступать. Будь я проклят.  Нет мне прощения. Я заслуживаю  самого сурового наказания. Я не заслуживаю никакого признания, меня все должны игнорировать».

Твердая вера в глобальные обобщения.

Пример: «Теперь, когда я так глупо поддался страху перед полетами и проехал на машине от Нью-Йорка до Чикаго — чего я не должен  был делать, — я никогда больше не смогу преодолеть паники, которую вызывают у меня самолеты. Мне всю жизнь  придется преодолевать дальние расстояния на автомобиле. Я никогда не смогу избавиться от этой фобии».

Максимализм.

Пример: «Я должна  быть совершенной, безупречной, благородной. Если я в чем-то не соответствую этим требованиям, то не могу считаться хорошим человеком. А если я не само совершенство, значит, я — ничтожество!»

Теперь попробуйте активно оспорить (точка Д) свои иррациональные представления (iBs), задавая самому себе исследовательские вопросы и предполагая, что вы сможете либо опровергнуть iBs и отказаться от них, либо преобразовать их из категорических требований в предпочтения. Вот примеры некоторых типичных дискуссионных вопросов:

«Почему мое иррациональное представление правильно? Почему оно не соответствует действительности?»

Пример: «Почему люди, которые лгут мне, не должны  поступать именно так, как они поступают, — то есть недолжны  лгать? Почему они не имеют права  делать это? Чем ужасен  обман?»

Ответ: «Нет причины, по которой люди не имеют права  обманывать, хотя, если бы они воздерживались от лжи, было бы гораздо лучше. На самом деле, если кто-то предрасположен к обману, ему ничего не остается, как обманывать, —такова уж его природа. Если человек лжет, то это вряд ли можно считать чем-то ужасным, хотя это и создает значительные неудобства. Но эти неудобства вполне можно пережить».

Дискуссионный вопрос: «Существуют ли доказательства того, что мои иррациональные представления являются истинными? На каких, фактах они основаны?»

Пример: «На основании чего я не имела права вести себя нелепо или одеться неподобающим образом на официальный прием? Какие факты подтверждают, что это было действительно ужасно?»

Ответ: «Не существует никаких доказательств того, что я не имела права  вести себя нелепо. Но зато есть очевидные доказательства того, что я — человек, которому свойственно ошибаться и который время от времени неизбежно совершает нелепые поступки. Ничто не доказывает, что совершенное мною было ужасно,  но некоторые факты говорят о том, что отдельным людям не понравилось мое поведение(а может быть, и я сама). - Это довольно неприятно. Но я все равно могу заслужить одобрение людей и вести счастливую жизнь».

Дискуссионный вопрос: «Где написано, что мои иррациональные представления верны? Кто сказал, что они действительно существуют?»

Пример: «Где написано, что друг, которому я когда-то оказал помощь, не имеет права  критиковать меня? Где написано, что такое пережить невозможно?  Кто сказал, что я не смогу вынести  суровой критики?»

Ответ: «Пожалуй, запрет на критику записан только в моей голове. Ясно, что никто не станет выполнять этого требования. Я вполне могу  пережить критику, если только сам не стану заострять внимание на сказанном и принимать все слишком близко к сердцу. От критики я не умру. Я все равно принимаю себя таким, какой я есть. Зато можно  извлечь некоторую пользу из критики, если отнестись к ней разумно».

Дискуссионный вопрос: «Каким образом я поддерживаю свои иррациональные представления (IBs)? Как можно доказать их правомочность?»

Пример: «Откуда следует, что я — жалкая ничтожная личность,  если я не смог выполнить своего обета бросить курить, хотя должен  был это сделать? Почему факт курения, сам по себе достаточно тривиальный, делает меня плохим, ничтожным человеком?»

Ответ: «Я, как целостная личность, не становлюсь глупым или ничтожным  оттого, что предаюсь столь глупому занятию — курению. Курение вредно и глупо, но я от этого не становлюсь  глупцом, я просто человек, который поступает неразумно,  который может в будущем вести себя более разумно. Курить —плохо. Но сам я не становлюсь от этого плохим. Я такой, какой есть, и способен как на хорошее, так и на плохое. Я в силах отказаться от плохого и делать хорошее. Дайте мне шанс показать, что я могу бросить курить!»

Дискуссионный вопрос: «Могу ли я опровергнуть свои иррациональные представления(1Вз)?»

Пример: «Есть ли способ опровергнуть мое представление о том, что после того, как я незаслуженно обидел ни в чем неповинного друга, чего нельзя было допустить, я стал проклят  и заслуживаю сурового наказания? Могу ли я доказать или опровергнуть идею о том, что не заслуживаю никакого снисхождения со стороны людей и достоин только всеобщего осуждения?»

Ответ: «Нет, невозможно ни доказать, ни опровергнуть, что я заслуживаю только проклятия  и наказания. Я могу доказать лишь то, что поступил эгоистично, обидев друга, который ни в чем не виноват, и потому совершил плохой поступок. Однако я могу сделать лишь произвольный вывод о том, что совершенное мною зло сделало меня проклятым, недостойным  и заслуживающим осуждения и наказания человеком,  которому больше не положены никакие человеческие радости. Такие концепции, как проклятие и осуждение, подразумевают наличие некоей сверхчеловеческой силы, обладающей абсолютным знанием о том, что те или иные поступки людей являются в такой степени плохими, что за них можно вынести неподлежащий обжалованию приговор. Однако наличие этой сверхчеловеческой силы не может быть ни доказано, ни опровергнуто, а потому идея о наказании тоже не подлежит опровержению или хотя бы проверке. Вера в это приводит лишь к крайним проявлениям ненависти к себе и самоуничижению. Но поскольку я не могу ни проверить, ни опровергнуть эти иррациональные представления — следовательно, они являются результатом моего свободного выбора. Тогда почему я должен делатьименно такой выбор и верить в эти иррациональные представления? Не вижу причин!»

Дискуссионный вопрос: «Что случится, если я буду верить в свои иррациональные представления? Что хорошего  — или плохого  — принесет мне эта вера?»

Пример: «Что случится, если буду твердо убежден в том, что не имел права  поддаваться своему страху перед полетами и ехать за тысячу миль из Нью-Йорка в Чикаго на машине и что я теперь никогда  не смогу преодолеть иррационального страха перед самолетами? Что произойдет, если я твердо уверую в то, что теперь всегда буду обязан ездить, а не летать?»

Ответ: «Ничего хорошего. Если я и в дальнейшем буду твердо придерживаться такого пути сверх обобщений, то постоянные мрачные предсказания сделают мою фобию безнадежной. Если только я начну предсказывать себе, что не могу измениться и теперь всегда  должен буду что-то делать плохо, тем самым я заблокирую себе путь к прогрессу и заставлю себя прозябать в болоте»

Дискуссионный вопрос: «Могу ли я на основании собственного свободного выбора перестать верить в

свои иррациональные представления и слепо следовать им?»

Пример: «Могу ли я выбрать убеждение, что не обязан быть совершенством во всех смыслах, и отказаться от мысли, что если я несовершенен, то непременно —ничтожен?»

Ответ: «Конечно могу! Если я сам выбираю, во что мне верить, то сам же могу выбрать и то, во что мне не верить! Даже если меня в детстве убедили — или ясам убедил себя — в правильности таких идиотских представлений, я все-таки могу приложить определенные усилия и изменить свои взгляды. Если это мои  идеи, я вправе изменять их или вообще отказаться от них. Теперь я не верю во многие вещи, в которые свято верил прежде. Я могу изменить любое свое убеждение, А потому я лучше буду работать над тем, чтобы изменить свои иррациональные представления, и выберу то, что пойдет мне на пользу».

Когда вы выпишете некоторые собственные догматические представления о долге и прочие иррациональные представления, которые из него вытекают, задайте себе дискуссионные вопросы, перечисленные выше, и постарайтесь отвечать на них до тех пор, пока вы — хотя бы на время — не сможете свести свои иррациональные представления к уровню рациональных предпочтений. Делайте это до тех пор, пока не избавитесь от неуместных чувств и нелогичного поведения, заменив их на более приемлемые. Проделывайте это упражнение тогда, когда чувствуете раздражение или действуете себе во вред. Если надо, повторяйте их по два, по три раза в день и даже чаще — особенно если переживаете серьезную тревогу, враждебность, ненависть или жалость к себе.