> БЕЗУСЛОВНОЕ САМОПРИНЯТИЕ (БСП) | РЭПТ в России и мире

БЕЗУСЛОВНОЕ САМОПРИНЯТИЕ (БСП)

Как было показано в предыдущем разделе, расстройство Эго возникает, когда человек производит глобальную негативную оценку всего «Я», которая, в свою очередь, основана на существовании идей долженствования. Теория РЭПТ постулирует, что здоровая альтернатива расстройству Эго коренится в ряде убеждений, основанных на безусловном самопринятии. В этом разделе мы обозначим десять принципов, которые лежат в основе этого понятия.

1. Неправомерно давать людям однозначную глобальную оценку.

В предыдущем разделе мы привели несколько примеров того, как люди могут унижать себя: «Я неудачник», «Я ничтожество» и т. д. Каждый из этих примеров показывает, что человек дает себе однозначную глобальную оценку. В действительности, понятие самооценки, часто защищаемое большинством консультантов и психотерапевтов, основано на том же принципе. Низкая самооценка связана с приписыванием себе однозначной негативной глобальной оценки, высокая самооценка — с приписыванием однозначной позитивной глобальной оценки.

Теория РЭПТ утверждает, что невозможно дать человеку однозначную глобальную оценку, будь то позитивную или негативную. Лучше всего это можно продемонстрировать, если мы четко определим термин «самооценка», оценка себя, своего «Я». Во-первых, возьмем термин «Я». Пол Хокк (Hauck, 1991) приводит очень простое, но емкое определение. Он говорит, что «Я» — это «все, что можно помыслить о себе и оценить» (р. 33). Это значит, что ваши мысли, представления, чувства, поступки и части тела — все это части вашего «Я», и все эти различные аспекты, которые принадлежат вам от начала вашей жизни до самой смерти, должны быть включены в «Я». Теперь рассмотрим термин «оценка». Этот термин — производное от глагола «оценивать», что значит приписывать некоторый разряд, суждение, значение. Тогда возникает вопрос правомерно ли приписывать единственное значение, суждение, разряд тому, что полностью объясняется своей сложностью? Ответ ясен — нет. Как отмечает Хокк, возможна оценка различных аспектов «Я», но личность слишком сложна, чтобы была оправдана однозначная глобальная оценка.

Даже если бы было возможно дать человеку одну глобальную оценку — задача, к которой необходимо привлечь команду объективных судей и компьютер настолько мощный, чтобы он мог проанализировать миллионы и биллионы данных, которые поступают от этого человека, — как только бы такая оценка была произведена, она бы тут же стала ненужной, потому что человек поставляет все новые данные. Другими словами, человек — это постоянно меняющийся, текущий процесс и, таким образом, не допускает приписывание единственной глобальной статистической оценки (Ellis & Harper, 1994с, 1996а; Ellis & Harper, 1961а, 1997).

Подводя итог, повторила, что невозможно — ни в каком допустимом смысле — давать своему «Я» единственную глобальную оценку, потому что (а) вы слишком сложны, чтобы заслуживать такой оценки, и (б) вы текучий, постоянно меняющийся процесс, который не допускает статистической оценки.

Понятие безусловного самопринятия, в противовес понятию самооценки, не подразумевает какого-либо классифицирования или оценивания. Принятие себя означает осознание того, что вы — сложный, текучий, постоянно меняющийся процесс, который не допускает оценки со стороны вас самих или со стороны других людей. Однако — и это решающий момент — безусловное самопринятие позволяет вам оценивать различные аспекты себя. На самом деле оно способствует такого рода оценке, потому что это позволяет вам сконцентрироваться на негативных сторонах и сделать что-то для их улучшения без самообвинения. И наоборот, если вы сконцентрируетесь на своих негативных сторонах с точки зрения самооценки, то вы, скорее всею, не будете изменять их, потому что вам будет мешать однозначная глобальная оценка, которой вы наградили себя за эти недостатки. Сложно что-либо изменить в себе, пока ты бьешь себя по голове за свои отрицательные черты.

2. Человеческие создания по своей сути подвержены ошибкам..

Теория РЭПТ утверждает, что если у людей есть сущность, то, по

всей вероятности, люди в этой сущности склонны к ошибкам. По выражению Макси Молтсби (Maultsby, 1984), у людей есть неисцелимая склонность совершать ошибки. Я бы добавил, что зачастую мы совершаем более серьезные ошибки, чем готовы принять, и что мы повторяем одни и те же ошибки. Почему так происходит? По словам Хокка (Hauck, 1991), мы повторяем свои ошибки либо по глупости и невежеству, либо если у нас есть психологическое расстройство. Альберт Эллис (Ellis, 1994с) отмечает, что людям кажется легче расстроить себя, и труднее — не расстраиваться. В таком случае самопринятие будет означать осознание тою, что мы несовершенны и склонны к ошибкам

3. Все люди равны в своей принадлежности к человечеству но не равны в различии многих своих аспектов.

Этот принцип следует из двух предыдущих. Если сущность человека — совершение ошибок, тогда все люди равны в этом как принадлежащие человеческой расе; так как людей невозможно оценить, отсюда следует, что нет людей более достойных, чем другие. Этот принцип делает РЭПТ одной из самых гуманистичных — если не самой гуманистичной — форм психотерапии. Однако этот принцип равенства людей не отрицает, что существуют большие различия между людьми в том, что касается их отдельных сторон. Так, Адольф Гитлер может быть равен с Матерью Терезой в том, что оба они люди, но что касается сострадания к другим, в этом они сильно различаются.

4. Рациональное употребление понятия человеческой ценности.

Из обсуждения предыдущих принципов вы могли заметить, что

понятие человеческой ценности является проблематичным, поскольку оно основано на приписывании единственной глобальной оценки (ценность) процессу («Я»), которое не допускает такой простой оценки. Однако многие клиенты хотят сохранить идею о человеческой ценности, несмотря на присущую ей проблематичность. Основная проблема в отношении понятия человеческой ценности состоит в том, что люди обычно ставят свою ценность в зависимость от случайных факторов, которые изменяются (например: «Если я хорошо сдам экзамен, значит, я стоящий человек», при этом подразумевается, что если я не сдам экзамен хорошо, то я буду никчемным человеком). Даже если человек выполнит все условия ценности в данный конкретный момент времени, он все же останется уязвим

для эмоционального расстройства, если не будет соответствовать этим условиям постоянно.

Единственный способ разумного применения понятия человеческой ценности — это сделать свою ценность зависимой от одной из двух констант. Во-первых, можно сказать себе, что ты ценен уже потому, что являешься человеком — и это сработает. Во-вторых, можно сказать себе, что ты ценен, пока жив. Это тоже сработает и даже подойдет для людей, которые верят в жизнь после жизни («Я ценен, пока живу этой жизнью и пока буду жив в любой будущей жизни, которые у меня, возможно, будут»). Как заметил Эллис (Ellis, 1972), сложность здесь состоит в том, что любой человек может так же легко сказать: «Я ничтожество, потому что я человек», «Я никчемный человек, потому что живой». По этой причине многие терапевты отговаривают клиентов от употребления понятия о человеческой ценности.

5. Безусловное самопринятие предохраняет от ошибок сверхобобщения.

Когда люди прибегают к понятию условной самооценки, они постоянно совершают ошибки сверхобобщения или так называемые ошибки соотношения часть — целое. Ошибка соотношения части и целого состоит в том, что человек заключает, что, если он не смог достичь определенной цели (которая представляет часть его как человека) — при этом событию дается негативная оценка — то он неудачник (в целом). Другими словами, он оценивает себя как целое на основании оценки одной из своих частей. Применив понятие безусловного самопринятия в данном примере, человек также будет полагать, что он не достиг какой-то своей цели, и также будет оценивать эту неудачу негативно. Однако его совершенно логичным заключением будет вывод о том, что он человек и как все люди склонен к ошибкам.

6. Безусловное самопринятие основывается на гибкой, предпочитающей философии.

Ранее в данной главе мы отмечали, что самоуничижительные убеждения обычно происходят от жестких убеждений долженствования, или, как в памятной фразе Эллиса, «“Нужно" приводит к нужнику, вряд ли вы окажетесь в нужнике без “нужно"». Из этого следует, что безусловное самопринятие — это производная от гибких, предпочитающих убеждений. Например, если вы считаете себя неполноценным человеком, потому что повели себя неадекватно на людях, тогда такое самоуничижительное убеждение, похоже, исходит от жесткого верования в то, что «Я не должен вести себя неадекватно в обществе». Альтернативное убеждение самопринятия будет выражать ваше принятие себя как несовершенного человеческого создания, а не веру в свою неполноценность. Это убеждение, в свою очередь, будет основываться на следующей гибкой идее: «Мне бы хотелось не вести себя неадекватно на людях, но нет причин, по которым я совершенно не должен так поступать».

7. Безусловное самоприняшие способствует конструктивной деятельности, а не смирению.

Если мы можем принять себя как несовершенных созданий со всеми вытекающими последствиями, то, как это ни парадоксально, у нас появляется больше шансов минимизировать свои ошибки и психологические проблемы, чем когда мы проклинаем себя за них. Тогда такое принятие не подразумевает смирение, как думают многие. Наоборот, оно способствует конструктивным попыткам вынести урок из своих ошибок и минимизирует нашу склонность делать самих себя несчастными. Самопринятие способствует этому, поскольку, как было показано выше, оно основано на гибкой философии желания, в данном случае, на желании жить как можно более счастливой жизнью. Это желание мотивирует нас предпринимать конструктивные действия. И наоборот, смирение основано на идее, что мы ничего не сможем сделать, чтобы улучшить что-то в себе, поэтому нет смысла даже пытаться. В таком случае смирение — это антитеза самопринятию.

8. Безусловное самопринятие — это привычка, которой можно овладеть (но не в совершенстве и не во всем).

Поведенческие терапевты часто рассматривают саморазрушительное поведение как вредную привычку, от которой можно отказаться. Многие клиенты принимают эту идею. Вы можете, если хотите, использовать идею о том, что саморазрушительное поведение и безусловное самопринятие — это привычки, но с учетом следующих предостережений. Будьте осторожны, считая, что «привычку» к самоуничижению можно бросить совершенно и раз и навсегда, или полагая, что безусловным самопринятием можно овладеть, но опять-таки, не в совершенстве и не навсегда. Помните, что человек по своей природе под воздействием стресса склонен возвращаться к самоуничижению, даже если ваш клиент усердно старался бросить эту привычку. Если вы будете все это учитывать, вы поможете своему клиенту принять себя за недостаточное самопринятие!

9. Интернализация философии самопринятия — тяжелый и трудоемкий процесс.

Разобраться с понятием безусловного самопринятия не так сложно. Усвоение философии безусловного самопринятия таким образом, чтобы она произвела позитивные изменения в нашем образе мыслей, чувствах и поведении, — определенно, очень трудная задача. Здесь можно помочь клиенту воспринимать овладение безусловным самопринятием так же, как и овладение любым другим навыком, которому необходимо научиться, несмотря на присутствие и использование хорошо укорененного другого навыка (например, игры в гольф или теннис). Поэтому овладение самопринятием потребует от вашего клиента упорной работы, работы, которая должна выполняться даже несмотря на чувство и желание вести себя в соответствии с хорошо упрочившейся философией самоуничижения. Это значит, что клиенту, пока он стремится интернализовать философию, которая имеет больше смысла, но в которую еще слабо верится, нужно перетерпеть период, когда кажется, что «все не так». Убежденность в новой философии приходит благодаря постоянному опровержению самоуничижающих идей и поведению, которое соответствует идеям самопринятия.

10. Безусловное самопринятие требует силы и энергии.

Упорная работа, о которой говорилось выше, может проводиться двумя способами. Во-первых, ее можно выполнять с силой и энергией; например, клиент может оспаривать свои самоуничижительные убеждения с большой силой, в то же время просто бросаясь в тот способ поведения, который соответствует его новоприобретенным убеждениям самопринятия. Во-вторых, эту работу можно выполнять вяло, мягкотело. Так как люди склонны крепко цепляться за свои самоуничижительные идеи, последний способ работы вряд ли подойдет. Поэтому важно помочь клиенту понять значение того, что «силу надо встречать силой» и «бороться огнем с огнем». Таким образом, чем больше клиент использует силы и энергии, стремясь себя принять, тем лучше будут его результаты.