> ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ | РЭПТ в России и мире

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

После того как прошло две трети марафона, дается модифицированная версия упражнения Фрица Перлза «горячий стул»; обычная версия, когда всех заставляют пройти через «горячий стул» и прокомментировать каждого, кто оказался на этом месте, занимает много времени и малоэффективна. В варианте РЭПТ всех участников побуждают (но не заставляют) сесть на горячий стул в центр комнаты, а других участников просят (но не заставляют) сказать — кратко! — тем, кто оказался на горячем стуле, о своих негативных и позитивных мыслях и чувствах в их адрес, особенно относительно их поведения на марафоне. Человек на стуле не может ответить или опровергнуть эти комментарии. Но в конце упражнения все, кто хочет высказаться, получают возможность очень кратко это сделать.

В завершающие часы рационально-эмоционально-поведенческого марафона взаимодействия ведущий и члены группы стараются выяснить, кто еще не прошел детального обсуждения своей проблемы. Таких людей прямо спрашивают, почему они все это время молчали о себе, и призывают определить их основные проблемы и открыто их обсудить.

В заключительные часы марафона всем по кругу задаются следующие вопросы.

(1) «Что было самым важным для вас на этом марафоне и что нового вы узнали о себе?»

(2) «Думая о марафоне, что вы не сказали группе или отдельным членам группы, когда у вас был шанс это сделать? Выскажите это сейчас».

В последние полчаса марафона или около того ведущий выбирает по одному члену группы, сажает его в центр и спрашивает у остальной группы: «Если кто-нибудь может предложить подходящее домашнее задание для X, которое поможет ему в решении проблемы, представленной им сегодня здесь, или поможет ему жить более счастливо и творчески в будущем, сделайте это прямо сейчас. X может записать себе эти задания, чтобы не забыть».

После окончания РЭПТ-марафона можно назначить дату через 6—10 недель, когда все члены группы приглашаются на приблизительно четырехчасовое обсуждение того, что они вынесли из марафона, какие изменения в их жизни произошли благодаря ему, как они справились (или не справились) с домашним заданием, которое им было задано, и других вопросов подобного рода.