> РОЛЬ И ФУНКЦИЯ ТЕРАПЕВТА | РЭПТ в России и мире

РОЛЬ И ФУНКЦИЯ ТЕРАПЕВТА

РЭПТ является одной из наиболее активно-директивных форм терапии, и это приложимо к семейной РЭПТ. Предположительно, терапевт является высокообразованным человеком, который понимает, каким образом люди зря сами делают себя несчастными в своей семье и вне ее. Таким образом, ожидается, что РЭПТ-терапевт будет авторитетным, но не авторитарным; при обсуждении ценностей не будет навязывать свои личные ценности клиенту; будет чувствительным и уважительным к мультикультурным влияниям в семьях с неоднородным этническим, религиозным и культурным происхождением; будет побуждать, призывать, убеждать клиентов чувствовать и действовать вопреки своим саморазрушительным тенденциям (Ellis, 1978b, 1994с).

Для ведения семейной РЭПТ предпочтителен терапевт со следующими специальными умениями:

1. Умение проявлять эмпатию к мышлению и чувствам клиента, а также к его мировоззрению, провоцирующему у него проблемы.

2. Способность улавливать реакцию членов семьи на терапевта и показывать им, как активно участвовать в терапии, не увлекаясь, однако, ею и при этом не впадая в зависимость от других (включая терапевта).

3. Умение показать клиентам достоинства и недостатки их взаимоотношений и научить их коммуникации, которой они могут придерживаться как на терапевтических сеансах, так и за их рамками.

4. Умение обучить основным принципам самопомощи при расстройстве и тому, как конкретно применять эти принципы, помогая другим членам семьи.

5. Умение противостоять клиентам с избегающим, защищающимся и сопротивляющимся поведением, показать им, какие иррациональные идеи скрываются за таким поведением и убедить изменить эти идеи и ослабить свои защиты.

6. Умение иногда быть настойчивым, требовательным, задавать вопросы и назначать задания; таким бывает хороший учитель по отношению к своим маленьким и взрослым ученикам.

7. Способность открывать свои чувства и мысли и показывать клиентам, что он не боится выражать себя и идти на риск в процессе терапии.

8. Умение без смущения обучать сексуальным, любовным, супружеским аспектам отношений и другим навыкам, которые кажутся им необходимыми для тех или иных клиентов, но в то же время, как указывалось выше, не увлекаться тренингом практических навыков в ущерб обучению конкретным РЭПТ-навыкам оспаривания.

9. Способность сфокусироваться на обучении себя и клиента РЭПТ-ориентированным умениям: (1) активного слушания, изучения и выявления того, что клиенты говорят сами себе, их рациональных и иррациональных убеждений; (2) определения связи между мышлением и чувствованием — между «В» (системой Взглядов) и «С» (эмоциональных и поведенческих Следствий) и (3) Диспута («Д»), или оспаривания иррациональных убеждений и назначение домашнего задания, закрепления исправленных представлений (Ellis, 1978b, 1991d, 1993е; Wessler & Ellis, 1980; Woods & Ellis, 1996).