> Взаимодействия психологических процессов и роль познания | РЭПТ в России и мире

Взаимодействия психологических процессов и роль познания

С самого своего зарождения РЭПТ придерживалась интерактивного взгляда на психологические процессы у людей. Когнитивные, эмоциональные процессы и поведение протекают не изолированно: зачастую, особенно при психологических нарушениях, в значительной степени перекрывают друг друга. В последнее время РЭПТ подчеркивает вторичную природу активизирующих событий и показывает, как события (точнее то, как мы воспринимаем события) снова взаимодействуют с нашими когнитивными оценками, эмоциями и поступками (Ellis, 1994с, 1995а). Более подробно это будет рассматриваться в разделе «Уточнение формулы (А. — В — С) РЭПТ».

Несмотря на этот интеракционистский подход, верно и то, что РЭПТ ставит на особое место среди других психологических процессов когнитивные, приписывая ведущую роль в психологическом здоровье и нарушениях оценочным мыслям. Одним из вкладов РЭПТ в когнитивно-поведенческую терапию стало различение рациональных и иррациональных идей. Рациональные идеи — это оценочные когниции, имеющие личную значимость и являющиеся предпочтительными (т. е. неабсолютными) по своей природе. Они выражаются в форме «желаний», «предпочтений», «стремлений», «предрасположенности» или «неприязни». Люди испытывают положительные чувства удовлетворения и наслаждения, когда получают то, чего хотят, и отрицательные (например, грусть, озабоченность, сожаление, раздражение) — когда этого не получают. Эти негативные чувства (сила которых зависит от важности желаемою) считаются здоровой реакцией на негативные события и не препятствуют достижению намеченных или постановке новых целей и задач. Таким образом, эти идеи являются «рациональными» по двум причинам. Во-первых, они гибки, и, во-вторых, они не мешают претворению в жизнь основных целей и задач.

Иррациональные идеи, в свою очередь, отличаются от рациональных в двух отношениях. Во-первых, они обычно абсолютизированы (или догматизированы) и выражаются в форме жестких «должен», «обязан», «надо» и т. д. Во-вторых, они ведут к негативным эмоциям, которые серьезно препятствуют осуществлению целей (например, к депрессии, тревоге, вине, гневу). Здоровые идеи лежат в основе здоровою поведения, в то время как нездоровые идеи — в основе дисфункционального, такого как уход, привычка откладывать важные дела на потом, алкоголизм, злоупотребление различными веществами (Ellis & Knaus, 1977; Ellis, Mclnnery, Di Giuseppe, & Yeager, 1988; Ellis &Velten, 1992).