> Основные психологические идеи, оказавшие влияние на становление РЭПТ | РЭПТ в России и мире

Основные психологические идеи, оказавшие влияние на становление РЭПТ

При создании РЭПТ на меня (А. Э.) также повлияли труды многих психологов. Я обучался психоанализу у аналитика из школы Карен Хорни, и понятие Хорни (1950) о «тирании долженствования» было самым первым толчком к возникновению тезиса о главенстве абсолютистских, догматичных оценочных мыслей в возникновении и сохранении психологического дискомфорта.

Для развития РЭПТ в некотором отношении стали важными работы Адлера Адлер (1927) был первым крупным терапевтом, который подчеркнул значимость чувства неполноценности, а РЭПТ сходным образом делает акцент на роли самооценивания и тревоги по поводу собственного «Я», к которой это чувство приводит. Вслед за Адлером и его индивидуальной психологией РЭПТ уделяет особое внимание целям, задачам, смыслам и ценностям людей. Как и теория Адлера, РЭПТ использует активно-директивные методы обучения, учитывает социальный интерес, придерживается целостного и гуманистического взгляда на человека и прибегает к убеждающим формам психотерапии.

Несмотря на то что первоначально РЭПТ была названа Рациональной Психотерапией, она всегда приветствовала использование в практике как когнитивных и эмоциональных, так и поведенческих методов. Я сам (А. Э.) работал с методами, отстаиваемыми некоторыми из пионеров поведенческой терапии; сначала когда хотел справиться с собственными страхами публичных выступлений и обхождения с женщинами и затем когда практиковал активно-директивную форму секс-терапии в 40-х и 50-х годах. Этот поведенческий активно-директивный мотив остается ведущим в РЭПТ и сегодня.

За сорок лет своего существования РЭПТ практиковалась в самых разных терапевтических вариациях (индивидуальной, групповой, супружеской и семейной) самыми разными специалистами в области психического здоровья (психологами, психиатрами, социальными работниками и др.) на самом разном контингенте клиентов (взрослых, детях, престарелых), страдающих от широкого спектра психологических расстройств. Помимо консультирования и психотерапии, рационально-эмоциональные поведенческие принципы используются в образовательной, промышленной и коммерческой сферах. В недавнее время в области образования РЭПТ получила развитие в форме интенсивных 9-часовых семинаров. В таком виде она играет значительную роль в сфере превентивной психологии. РЭПТ практикуют по всему миру, институты и центры РЭПТ работают в США, Франции, Италии, Западной Германии, Голландии, Австралии, Англии, Мексике, Израиле и Индии. Таким образом, это достаточно прочно утвердившаяся форма когнитивно-поведенческой терапии.