> ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ | РЭПТ в России и мире

ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В РЭПТ возникает этическая проблема, когда терапевт или члены группы путают представления о виновности человека в неэтичном или аморальном поведении и его чувстве вины или самобичевании за такие поступки. РЭПТ учит своих клиентов, что многие человеческие действия — например, те, которые приносят вред другим людям — определенно неэтичны, аморальны, неправильны, но людей, совершивших эти действия, нельзя назвать отвратительными или падшими. РЭПТ в этом отношении во многом согласуется с христианской позицией принимать грешника, но не грех: она показывает клиентам, как можно полностью, или безусловно, принять себя со всем своим антисоциальным и саморазрушительным поведением, при этом не принимать само такое поведение и стараться изо всех сил изменить его. Если люди ошибочно считают, что РЭПТ сквозь пальцы смотрит на аморальные поступки, и не понимают, что она полностью принимает только человеческое несовершенство тех, кто проявляет такое поведение, они могут неправильно интерпретировать один из главных принципов РЭПТ и запутать других.

Этика является исключительно важной частью групповой терапии, поскольку когда в группу приходит новый член, предполагается, что он сможет полностью открыться другим членам группы, рассказывая о том, что может скрывать от кого-либо еще, и получить при этом не только внимание, но и содействие группы. Групповая терапия во многом зависит от конфиденциальности и доверия членов друг к другу. Если это отсутствует, терапия будет малопродуктивной, кроме того, участникам может быть причинен большой вред.

Групповая терапия также предполагает, что присоединившийся к группе человек принимает на себя вполне определенную ответственность по отношению к другим членам не только не причинять им вреда, но и делать все, что возможно, чтобы помочь им. Если люди приходят в группу только для того, чтобы больше узнать о себе и решить свои проблемы и практически не проявляют интереса к другим членам группы, не стараются ни помогать им рассказать о своей проблеме, ни помогать им ее решить, то такая установка по отношению к группе будет односторонней и безответственной. Ведущий и другие члены группы обращают на это внимание (неагрессивно и без порицания) и просят их «подняться на борт или отчалить»: действительно стараться помогать другим так же, как и себе или в противном случае вернуться к индивидуальной терапии, где они будут, как им того хочется, в центре внимания и в то же время оставаться в рамках этики*