Практика рационально-эмоциональной поведенческой психотерапии.
Эллис А., Драйден У.

Здесь представлен краткий конспект (выдержки) из самого известного руководства по РЭПТ: Эллис А., Драйден У. Практика рационально – эмоциональной поведенческой терапии. 2-е изд./ Пер. с англ. Т. Саушкиной. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 352с.)

Несмотря на то, что обычно в РЭПТ работают в небольших группах по 8 – 10 человек и эти группы встречаются еженедельно, иногда группы могут быть и больше. Например, класс из 20 – 30 студентов или открытый семинар либо интенсивный рационально – эмоционально поведенческий тренинг, на которых может присутствовать более 200 человек.

В групповой РЭПТ терапевт не только активно и директивно показывает членам группы, которые выносят на обсуждение свои эмоциональные проблемы, что они сами создают у себя эти проблемы, упорно цепляясь за свои иррациональные идеи, энергично задает вопросы, бросает вызов этим идеям и помогает от них избавиться, побуждает и подталкивает всех членов группы находить и оспаривать «должен», «надо», «обязан» у других ее участников и помогает им освободиться от перфекционизма и склонности к диктату. Всех участников группы постоянно учат думать реалистически и логически, а также разрушать, оспаривать при помощи логико-эмпирических аргументов вызывающую расстройства философию других членов группы. Их также учат опровергать свои собственные идеи, показывая себе, к каким саморазрушительным последствиям те обычно приводят.

Терапевт и группа совместно предлагают участникам активные домашние задания. Некоторые из таких заданий можно выполнять и анализировать во время регулярных занятий. Другие задания выполняют вне группы, но обсуждаются во время занятий. Как нередко оказывалось, подобные задания чаще выполняются и приносят больший результат, когда задаются группой, а не индивидуальным терапевтом.

В РЭПТ клиенты часто заполняют дома письменные формы – отчеты и обдают их терапевту для проверки. Во время групповых занятий несколько таких отчетов зачитываются и исправляются вслух, так что все члены, а не только тот, кто сдает заполненную форму, могут помочь этому человеку конкретно увидеть свои иррациональные идеи и то, как их можно эффективно оспорить. Слыша, какие проблемы испытывают другие члены группы и как они проанализировали их при заполнении формы, клиенты сами учатся более эффективно использовать эти отчеты.

Члены РЭПТ – групп получают друг от друга ценную обратную связь о том, в сем дисфункционально их поведение и что они себе глупо твердят, чтобы создать у себя эти проблемы. Они также учатся сами наблюдать за другими и давать обратную связь, и что более важно, они учатся говорить с другими людьми об их иррациональных идеях и тем самым сознательно или бессознательно начинают говорить о таких идеях с самим собой.

Основная цель групповых сеансов РЭПТ – предложить членам группы больше вариантов возможных решений их практических и невротических проблем, чем он могут получить на индивидуальной терапии. Из 10 человек, присутствующих на данном сеансе, один может, наконец, найти причину центральной проблемы выступающего, а другой предложить ее элегантное решение. Когда один человек может махнуть рукой на сложную проблему, другие члены группы могут продолжать работу и, наконец, вполне реально помочь.

Предпочтительно, чтобы РЭПТ – группа состояла из 8 – 10 человек самых разных диагностических категорий. Желательно, чтобы в каждой группе было приблизительно равное количество мужчин и женщин. Члены группы – всех возрастов, от 18 до 60 лет, в большинстве своем от 25 до 45.Подростковые группы состоят из детей 13 – 17 лет, а также с равным числом девочек и мальчиков. Многие из членов группы будут иметь в диагнозе сильный невроз, некоторые – личностные расстройства, и совсем немногие – психозы.

Группа проводиться в организованном порядке, ведущий следит за тем, чтобы говорил в каждый момент времени только один человек, поощряет спонтанность, но при этом обеспечивает некоторый порядок, побуждает молчаливых клиентов говорить о своих проблемах и проблемах других членов, дает конкретные домашние задания тем участникам, чьи проблемы обсуждались, и потом проверять их выполнение. Ведущий также не позволяет никому монополизировать время группы или избегать активного участия. Наблюдения показали, что, несмотря на то, что РЭПТ – группы могут проводиться при малом количестве участников, присутствие приблизительно восьми человек на каждом сеансе является оптимальным для продуктивного и вовлеченного ее функционирования.

РЭПТ – группы обычно проходят раз в неделю и длятся два часа пятнадцать минут. А. Эллис использует свои группы для того, чтобы тренировать ведущих, поэтому в состав группы входят ведущий и его тренирующийся ассистент. Первые полтора часа группа проводит с обоими ведущими, а затем переходит в другую комнату и оставшиеся три четверти часа ее ведет ассистент. Однако проведение РЭПТ – групп не требует двух тренеров, их легко может вести один обученный человек без чьей либо помощи. Каждый год группе предоставляется возможность пройти бесплатный 8 – часовой марафон в дополнении к обычным еженедельным встречам.

Основная техника, задействованная в обычной РЭПТ – группе, заключается в том, что каждый участник представляет текущую проблему, например, чувство тревоги, депрессии, малоценности, озлобленности, жалости к себе или дисфункциональное поведение, например, проблему аддикции, ухода или взрыва жестокости. Затем терапевт и несколько других членов группы говорят с рассказчиком и прежде всего пытаются определить Активирующий опыт и саморазрушительные эмоциональные и поведенческие Следствия. Как только это было определено, терапевт и группа помогают рассказчику сосредоточиться на его «В», его определяющих Взглядах, особенно на абсолютистских иррациональных убеждениях, которые, главным образом, и «вызывают» дисфункциональные Следствия. Эти дисфункиональные взгляды затем подвергаются прямому энергичному Диспуту со стороны терапевта и членов группы, которые пытаются помочь рассказчику научиться эффективному оспариванию и перенести это умение на свою повседневную жизнь. Члены группы также обычно предлагают рассказчику когнитивные и поведенческие домашние задания, помогающие опровергнуть свои иррациональные идеи, и проверяют на последующих занятиях, как эти задания были выполнены и как можно продолжить или видоизменить в будущем.

В групповой РЭПТ используются следующие специальные методы:

•  Структурированные упражнения, например, выполнение заданий, связанных с некоторым риском; самораскрытие, упражнения на преодоление стыда предлагаются группе постоянно, чтобы вызвать, обнаружить и справиться с чувствами, которые кое-какие члены группы могут не испытывать в обычных условиях или могут отказаться говорить о них, когда все же их испытывают.

•  Всех членов группы просят ознакомиться с основной литературой по РЭПТ. Всем членам группы в начале терапии выдают брошюры по РЭПТ и настоятельно рекомендуют прочитать и другие материалы по самопомощи, которые включают в себя теорию и практику РЭПТ. Когда члены групп замечают, что кто-то не понимает некоторые положения РЭПТ, они могут предложить почитать что-либо в качестве домашнего задания.

•  В Институте рационально – эмоциональной поведенческой терапии в Нью-Йорке проходят семинары, дискуссии и специальные тренинги умений, которые доступны всем членам группы. Так, застенчивый клиент может быть не только членом своей основной РЭПТ – группы, но может также на неопределенный срок стать членом группы тренинга социальных умений, где получит специальные навыки общения и взаимодействия с людьми. Члены группы могут использовать некоторые другие события, происходящие в институте – особенно известные пятничные семинары по проблемам повседневной жизни – чтобы знакомиться и заводить друзей среди людей, исповедующих философию РЭПТ.

Роль терапевта . В РЭПТ – группе терапевт выполняет активно – директивную роль, ведя ее, сохраняя определенный порядок, предоставляя возможность высказаться молчаливым людям и контролируя, чтобы другие не увлекались разговорами, чтобы люди по очереди выносили на обсуждение свои самые серьезные проблемы и открыто о них говорили. В процессе обсуждения иррациональных идей членов группы и практических способов решения их проблем терапевт выступает как один из самых активных членов группы, зачастую как самый активный. Терапевт РЭПТ – группы задает вопросы, исследует, обучает, вдохновляет, дает домашние задания, проводит структурированные упражнения и исполняет все другие директивные функции, которые представлены в индивидуальной РЭПТ. Теория РЭПТ постулирует, что люди не только сами себя расстраивают, но и часто цепляются, упрямо и сильно, за свои абсолютистские убеждения, с помощью которых они делают себя несчастными; следовательно, самое лучшее для них – чтобы РЭПТ – терапевт и другие члены группы постепенно помогли им открыть и искоренить их основные иррациональности. Чтобы это произошло, ведущие групп следят за тем, чтобы процесс РЭПТ постоянно был активно – директивным и не сводился к скуке, апатии, дезорганизации, несдерживаемому проявлению чувств, анархии и другим формам поведения, которые иные виды терапии вполне допускают. РЭПТ – ведущий занимает четкую позицию лидера, в противном случае терапевтический процесс хотя и сможет продолжаться, но может быть назван, в лучшем случае, РЭПТ низкого уровня.

<< назад :: содержание :: далее >>

Спонсоры:

:

Содержание


::