Практика рационально-эмоциональной поведенческой психотерапии.
Эллис А., Драйден У.

Здесь представлен краткий конспект (выдержки) из самого известного руководства по РЭПТ: Эллис А., Драйден У. Практика рационально – эмоциональной поведенческой терапии. 2-е изд./ Пер. с англ. Т. Саушкиной. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 352с.)

Основной задачей индивидуального терапевта является введение клиента в РЭПТ, облегчение понимания сути подхода и того, как в нем рассматривается вопрос участия терапевта и клиента. Некоторые РЭПТ – терапевты предлагают своим клиентам заполнить форму, которая предоставляет основную биографическую информацию, качающихся проблем клиента. Большинство РЭПТ – терапевтов предпочитают структурировать терапевтический процесс с самого начала, чтобы подчеркнуть то, что терапия будет сфокусирована на проблеме.

Перед тем как перейти к стадии оценки РЭПТ, терапевт часто договаривается с клиентом о том, с какой проблемой они начнут работать. Когда согласие достигнуто, терапевт помогает клиенту понять свою проблему в рамках формулы А – В – С. В этот момент терапевт одновременно стремиться понять проблему в соответствии с формулой А – В – С и рассказать клиенту о модели А – В – С эмоциональных расстройств. В ходе этого процесса терапевт исправляет заблуждения, которые могут иметься у клиента относительно терапии.

Задачи, которые РЭПТ – терапевт стремиться решить на начальной стадии: помочь клиенту понять, что в РЭПТ терапевт обычно заинтересован в решении клиентом, прежде всего своих эмоциональных и поведенческих проблем и лишь потом – проблем, связанных с карьерой и окружением; создать доверительную обстановку и помочь клиенту прояснить свои затруднения и прийти к инсайту относительно своей проблемы при помощи вопросов и структурирующих утверждений и искать понимания в вопросе о том, какое действие симптомы клиента оказывают на его собственное функционирование и отношение с другими.

В процессе оценки терапевт ориентирован на то, чтобы помочь клиенту осознать связь между «А», «В», «С» и особенно роль переменной «В». Терапевт обращает внимание на возможное существование «проблем по поводу проблем». После того как терапевту удалось рассмотреть проблему клиента в рамках формулы А – В – С и клиент понял и принял эту формулу, можно переходить к стадии Дискутирования и использовать некоторые из методик. Цел Дискуссии – помочь клиенту понять негативные последствия его иррациональных определений долженствования и позитивные результаты их рациональной альтернативы. Когда это достигнуто, клиент находиться на той стадии, когда ему можно предложить домашнее задание для усиления его рациональных и ослабления иррациональных убеждений.

К концу начальной фазы РЭПТ у терапевта должно сложиться понимание основных эмоциональных и поведенческих проблем клиента, и он, при содействии клиента, должен начать расставлять приоритеты, чтобы придать терапевтической практике индивидуальной РЭПТ некоторую структуру. В идеале на данной стадии как терапевт, так и клиент имеют представления и согласие относительно того, в каком порядке они будут работать с проблемами клиента.

Успешное введение клиента в процесс РЭПТ очень важно, и основная часть этой работы зачастую проводиться на начальной стадии терапии. Клиенты могут приходить на РЭПТ, ожидая совсем не того, что мы намерены им предложить. Так они могут считать, исходя из собственного прошлого опыта или предыдущих знаний, что терапия должна фокусироваться на прошедших событиях или вызвать драматическое выражение подавленных эмоций или что она включает близкие экзистенциальные отношения между терапевтом и клиентом. Если не определить, не проработать, не исправить данные ошибочные ожидания, то может случиться досрочный выход клиента из терапии или возникнуть ненужная сопротивляемость клиента в ходе терапевтического процесса.

Промежуточная фаза РЭПТ характеризуется работой терапевта и клиента над закреплением Рациональных и ослаблением дисфункциональных Взглядов. Особое внимание уделяется тому, чему клиент научился из домашних заданий и как это можно использовать в будущем. Нужно обращать внимание на то, чему клиент не научился из домашних заданий, а также на блоки в процессе обучения, которые необходимо найти и преодолеть.

По мере совместной работы терапевта и клиента над определенной проблемой, терапевт старается помочь клиенту интернализовать следующий процесс. Во-первых, клиент определяет беспокоящие его эмоции и поступки, связывает их с Активирующими событиями и затем определяет свои основные дисфункциональные Взгляды. Затем клиент Дискутирует по поводу этих Взглядов и практикует альтернативные рациональные убеждения, выполняя соответствующие задания. В промежуточной фазе РЭПТ – терапевт заинтересован не только в том, чтобы помочь клиенту разрешить свои эмоциональные и поведенческие проблемы, но и в этом, чтобы помочь ему интернализовать специфические РЭПТ – методы идентификации и преодоление проблем.

В промежуточной фазе РЭПТ терапевт побуждает клиента увидеть связи между проблемами, особенно теми, которые характеризуются общими дисфункциональными Взглядами. Когда клиент достиг значительных успехов в определенной проблеме, РЭПТ – терапевт переходит к работе с новой проблемой и может стать фактически еще более директивным, помогая клиенту идентифицировать, оспорить и изменить Иррациональные Взгляды, лежащие в основе этой новой проблемы.

В этой фазе терапевт призывает клиента самому придумывать себе домашние задания, и учит его тому, что должно включать в себя эффективное домашнее задание. Также в этой фазе основной задачей терапевта является адекватная оценка причин терапевтического изменения и помощь клиенту в их осознании и извлечении из них урока.

Основная цель заключительной фазы индивидуальной РЭПТ сводиться к подготовке клиента к тому, чтобы в будущем стать своим собственным терапевтом. В этой фазе терапевт стремиться к тому, чтобы перестать быть необходимым клиенту. Индивидуальная РЭПТ заканчивается не тогда, когда клиент решил все свои проблемы, но тогда, когда он чувствует себя готовым справиться с оставшимися проблемами самостоятельно и уверен в своей способности разобраться с любым затруднением в будущем.

Терапевт должен определить и устранить любую склонность к зависимости, которая может появиться у клиента из-за окончания терапии. Некоторые терапевты не торопятся завершить терапию с клиентами, которые демонстрируют значительный прогресс. Такие терапевты могут считать, что им нужно более длительное доказательство прогресса клиента, чтобы убедиться в своей компетентности и, следовательно, ценности.

<< назад :: содержание :: далее >>

Спонсоры:

:

Содержание


::