Практика рационально-эмоциональной поведенческой психотерапии.
Эллис А., Драйден У.

Здесь представлен краткий конспект (выдержки) из самого известного руководства по РЭПТ: Эллис А., Драйден У. Практика рационально – эмоциональной поведенческой терапии. 2-е изд./ Пер. с англ. Т. Саушкиной. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 352с.)

История РЭПТ

Рационально-эмоциональную поведенческую терапию Альберт Эллис начал разрабатывать в 1955 году, когда занимался клинической психологией в Нью-Йорке, проработав к тому времени на данном поприще более десяти лет.

Первоначальный вариант ее назывался рациональной терапией, но в 1961 году он переименовал ее в РЭТ, считая что этот термин лучше отражает сущность данного направления. В 1993 году Эллис стал использовать новое название своей терапии: РЭПТ – рационально – эмоционально – поведенческая терапия. Термин «поведенческая» был введен им для того, чтобы показать то большое значение, которое придает это направление работе с поведением.

Термин «рациональный» на всех этапах работы использовался Эллисом как синоним когнитивной познавательной способности в самом широком смысле. Эллис никогда не отождествлял слово рациональный с понятием интеллектуальный, логический. С 1989 г . Эллис стал выделять в своем направлении общую РЭПТ и предпочитающуюся РЭПТ. Общая РЭПТ – это когнитивно-поведенческая терапия, нацеленная на обучение клиентов рациональному поведению в проблемных областях. Предпочитающаяся РЭПТ ставит задачи научить клиентов приемам самопомощи, используя методы РЭПТ.

Благодаря исследованию, которое он проводил на тот момент для обширного труда под называнием «Фаты в пользу сексуальной свободы», он приобрел в округе репутацию авторитета по вопросам сексуальных и брачных отношений.

При создании РЭПТ на Эллиса повлияли труды многих психологов. Он обучался психоанализу у аналитика из школы Карен Хорни, и понятие Хорни о «тирании долженствования» было самым первым толчком к возникновению тезиса о главенстве абсолютистских, догматичных оценочных мыслей в возникновении и сохранении психологического дискомфорта.

Также стали важны работы Альфреда Адлера. Он был крупным терапевтом, который подчеркнул значимость чувства неполноценности, а РЭПТ сходным образом делает акцент на роли самооценивания и тревоги по поводу собственного «Я», к которой это чувство приводит. Также РЭПТ уделяет особое внимание целям, задачам, смыслам и ценностям людей, также использует активно-директивные методы обучения, учитывает социальный интерес, придерживается целостного и гуманистического взгляда на человека и прибегает к убеждающим формам психотерапии.

За сорок лет своего существования РЭПТ практиковалась в самых разных терапевтических вариациях (индивидуальной, групповой, супружеской и семейной) самыми разными специалистами в области психического здоровья (психологами, психиатрами, социальными работниками и др.) на самом разном контингенте клиентов (взрослых, детях, престарелых), страдающих от широкого спектр психологических расстройств. Помимо консультирования и психотерапии, рационально – эмоциональные поведенческие принципы используются в образовательной, промышленной и коммерческой сферах.

РЭПТ базируется на ряде положений, в которых подчеркивается сложность и изменчивость человеческой натуры. Придерживаясь такого взгляда на природу людей, РЭПТ использует следующие теоретические понятия.

Цели, задачи и рациональность.

В соответствии с теорией РЭПТ, люди наиболее счастливы тогда, когда они ставят перед собой важные жизненные цели и задачи и активно стараются их осуществить. Кроме того, утверждается, что при постановке и достижении этих целей и задач человек должен иметь в виду тот факт, что он живет в обществе: отстаивая свои собственные интересы, необходимо учитывать и интересы окружающих людей. Эта позиция противопоставляется философами эгоизма, когда желания других не уважаются и не берутся в расчет. Опираясь на положение о том, что люди склонны руководствоваться целями, рациональное в теории РЭПТ означает «то, что помогает людям в достижении их основных целей и задач, тогда как иррациональное – это то, что препятствует их осуществлению». Таким образом, рациональность не является абсолютным понятием, она относительна по самой своей сути.

РЭПТ придерживается гуманистически – экзистенциального подхода к человеческим проблемам и их основным решениям. Она имеет в основном дело с оценочными, эмоциональными и поведенческими нарушениями. Она рациональна и научна, но использует рациональность и науку для того, чтобы помогать людям жить и быть более счастливыми. Она гедонистична, когда люди могут получить удовольствие от настоящего момента и от будущего и могут прийти к этому на максимуме свободы и дисциплины. Она предполагает, что, вероятно, ничего сверхчеловеческого не существует и что набожная вера в сверхчеловеческие силы обычно приводит к зависимости и росту эмоциональной нестабильности. Она утверждает, что нет людей «низшего сорта» или достойных проклятия, каким бы неприемлемым и антисоциальным ни было их поведение. Особое значение она придает воле и выбору во всех человеческих делах, принимая при этом вероятность того, что некоторые поступки людей частично определяются биологическими, социальными и другими силами.

РЭПТ предполагает, что заметный вклад в развитие психологических расстройств вносит биологическая тенденция людей мыслить иррационально и дисфункционально. Гипотеза о том, что иррациональное и дисфункциональное мышление в значительной степени предопределяется биологическими факторами, основывается на той легкости, с которой люди начинают превратно воспринимать действительность и на преобладании подобного мышления даже среди людей, которые воспитывались «рационально».Даже если бы человек воспитывался самым рациональным образом, практически все зачастую иррационально изменяли бы свои индивидуальные и социальные предпочтения на абсолютистские требования в себе, другим людям и миру вокруг них.

Ниже приводятся доказательства в пользу гипотезы РЭПТ о биологической основе человеческой иррациональности.

•  Фактически все люди, даже очень умные и образованные, подвержены основным иррациональным идеям и самоуничижению.

•  Фактически все иррациональные идеи, приводящие к психологическим нарушениям, которые мы видим в нашем обществе, можно обнаружить почти во всех социальных и культурных группах, изучавшихся историей и антропологией.

•  Множество саморазрушительных видов поведения, которые мы демонстрируем, например, привычка откладывать важные дела на потом, недостаток самодисциплины, идет вразрез с тем, чему нас учат родители, сверстники и средства массовой информации.

•  Люди – даже очень умные и образованные – часто принимают новые иррациональные идеи после того, как избавились от старых.

•  Люди, которые усердно борются с иррациональным поведением, часто становятся жертвой этого самого иррационального поведения. Атеисты и агностики проявляют фанатизм и поклонение абсолютистской философии, а глубоко религиозные люди поступают аморально.

•  Понимание иррациональных мыслей, чувств и поступков только отчасти помогает изменить их. Например, люди могут осознавать, что алкоголь в большом количестве очень вреден, однако это знание не обязательно поможет им воздержаться от запоев.

•  Люди часто возвращаются к саморазрушительным привычкам и поведенческим паттернам, даже если они сделали многое для того, чтобы их преодолеть.

•  Людям зачастую кажется более легким научиться самоуничижительному, чем самовозвышающему поведению. Так, им легче переедать, чем следовать разумной диете.

•  Психотерапевты, которые предположительно должны быть хорошими ролевыми моделями рациональности, часто в своей личной и профессиональной жизни ведут себя иррационально.

•  Люди часто вводят себя в заблуждение тем, что определенные негативные события с ними произойти не могут.

РЭПТ считает, что людям свойственна еще одна – конструктивная – биологическая тенденция, а именно тенденция пользоваться волей к выбору и работать над изменением своего дисфункционального мышления и образа действий. Так, люди обладают способностью понимать, что их психологические проблемы идут от иррациональных идей, которые они привносят в ситуацию, способностью осознавать, что они могут изменить свое мышление, и, самое главное, способностью активно и долго работать над изменением этого мышления и поведения, применяя когнитивные, эмоциональные и поведенческие методы. Утверждая, что людям свойственна сильная биологическая тенденция мыслить дисфункционально, РЭПТ в тоже время считает, что они ни в коем случае не являются рабами этой тенденции и могут выходить из-под ее влияния. Так что в конечном итоге образ личности в РЭПТ весьма оптимистичен.

<<назад :: содержание :: далее >>

Спонсоры:

дженерик сиалис купить с доставкой :

Содержание


::