Альберт Эллис: Рационально-эмотивная психотерапия // Джеффри К., Зейг В., Майкл Мьюнион - Психотерапия – что это? М.: Изд-во Класс, 2000. - С. 154-159.
Определение
Мы считаем, что эффективная психотерапия помогает клиентам не только /чувствовать/ себя лучше, но и /становиться/ лучше. В
рационально-эмотивной психотерапии считается, что люди чаще всего теряют душевное равновесие в силу того, что к своим рациональным убеждениям ("я предпочел бы", "я желал бы") добавляют иррациональные убеждения ("я обязательно должен") и приказания самим себе. Следовательно, эффективная психотерапия заключается в том, чтобы помочь клиентам ясно увидеть и поставить под сомнение свои осознаваемые и неосознаваемые категорические императивы. Для этого применяют целый ряд методов — когнитивных, эмотивных и поведенческих. Клиенты становятся более уравновешенными и менее подверженными воздействию дисбалансирующих факторов.
Краткая характеристика
Специалисты, практикующие рационально-эмотивную психотерапию, считают, что хотя устранение симптомов весьма желательно, эффективная психотерапия помогает людям действительно улучшить свое состояние (а не просто почувствовать себя лучше). С этой целью в рационально-эмотивной психотерапии клиентов учат сводить к минимуму присущие им симптомы, закреплять свои успехи, признавать и
минимизировать другие симптомы, уменьшать свою склонность к порождению новых симптомов и быстро справляться с возвращающимися или вновь возникающими симптомами.
При решении этих задач специалисты рационально-эмотивной психотерапии исходят из того, что мысли, чувства и поведение взаимосвязаны и влияют друг на друга, а проблемы эмоционально-поведенческого характера являются главным образом (хотя и не исключительно) следствием мощных
иррациональных убеждений. Нарушенным индивидам вначале бывают присущи рациональные убеждения, состоящие из /предпочтений/ и /желаний/ ("Я хочу добиться успеха и получить признание со стороны значимых для меня людей"), и когда такие желания не осуществляются, они испытывают вполне уместные и целительные печаль, разочарование и фрустрацию. Но так бывает только если клиенты сохраняют свои рациональные желания и определяют для себя новые, альтернативные пути к этим целям. Но часто люди добавляют к своим убеждениям иррациональные убеждения — так называемые
/долженствования, требования/ и /команды/ ("Поскольку я испытываю сильное /желание/ иметь успех и получить признание, я всегда /должен/ добиваться этих результатов!") Когда их догматические императивы остаются неосуществленными, они впадают в панику, депрессию и ярость, которые оказывают разрушительное воздействие.
В рационально-эмотивной психотерапии считается, что цель эффективной психотерапии заключается в использовании когнитивных, эмотивных и поведенческих методов, для того чтобы ясно показать клиентам: (1) в основном они сами создают свои нарушения с помощью догматических "должен" и "обязан"; (2) они могут активно оспорить и преодолеть свои императивы, ставя их под сомнение научно обоснованным образом; (3) они могут в корне изменить философию своей жизни, используя мощные методы для признания и проработки таких подрывных чувств; (4) они могут настойчиво и упорно действовать против этих иррациональных убеждений.
Некоторые из основных когнитивных методов рационально-эмотивной психотерапии включают обсуждение (с использованием приемов логики и эмпирических данных) догм и умозаключений, которых придерживаются клиенты; использование утверждений о совладании с трудными ситуациями или рациональных утверждений о себе; обсуждение с клиентами преимуществ изменений и недостатков их отсутствия; реорганизацию тех взглядов на жизненные проблемы, которые ведут к само-саботажу; изменение семантических привычек; заполнение листов домашних заданий, смысл которых заключается в оказании помощи самому себе с использованием когнитивных методов; использование таких методов психологического обучения, как чтение соответствующей литературы, прослушивание и просмотр аудио- и видеокассет; пропаганда рациональной жизненной философии; прослушивание записей
психотерапевтических сессий; подражание индивидам, поведение которых является рациональным; безусловное принятие себя и других в качестве жизненной философии; работу над оценкой своих качеств и своего функционирования, а не оценкой собственного "Я".
Эмотивно-творческие техники, которым отдается предпочтение в рационально-эмотивной психотерапии, включают утверждения о себе и диалоги с собой, оказывающие сильное воздействие; упражнения по преодолению стыда; создание рационально-эмотивных образов; безусловное принятие клиента психотерапевтом; использование юмора, притч, аналогий, стихов и драматических сюжетов; проигрывание определенных ролей.
В число поведенческих техник, которым отдается предпочтение в рационально-эмотивной психотерапии, входят десенситизация,
осуществляемая по отношению к естественным условиям (in vivo); намеренное вызывание дискомфортных ситуаций, до тех пор, пока они не станут комфортными; методы поощрения и наказания; имплозивные ("взрывные") техники десенситизации; предупреждение реакций и развитие навыков.
Цель использования этих многочисленных методов заключается не в том, чтобы устранить симптомы, а в том, чтобы вызвать основательные изменения в философии жизни клиента, которые, как мы надеемся, сохранятся на протяжении всей его жизни.
Критические замечания
Некоторые специфические достоинства, присущие рационально-эмотивной психотерапии, заключаются в следующем:
- Она последовательно и активно помогает людям приходить в лучшее состояние и затем /оставаться/ такими, а не просто /почувствовать/ себя лучше.
- Она специально исследует базисные философские представления людей, порождающие в них пораженческие чувства и поведение, и помогает людям изменить их.
- Она быстро выявляет самые важные когнитивные, эмотивные и поведенческие аспекты тех нарушений, которые имеются у людей, и показывает им, как активно искоренять и изменять присущие им тенденции самосаботажа. Она является, по сути, краткосрочной психотерапией. Большое внимание уделяется в ней методам самопомощи.
- Рационально-эмотивная психотерапия всегда стремится осуществить глубинные изменения в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах; почти неизменно использует ряд методов влияния на мышление, чувства и действия и, следовательно, может быть отнесена к числу первых интегративных (и в определенной степени эклектических) направлений в психотерапии.
- В ней применяется необычный для других направлений психотерапии подход, который может быть назван психообразовательным: постоянное использование брошюр, книг, аудио- и видеокассет, диаграмм и применение других методов, принятых в образовании. Это делается для того, чтобы ускорить психотерапию и сделать ее более интенсивной. Данные методы приносят также большую пользу тем людям, которые не посещают психотерапевтов или делают это редко.
Критические замечания сводятся к следующему:
- Рационально-эмотивная психотерапия требует от клиентов высокого уровня умственного развития и, следовательно, не подходит для тех, у кого этот уровень и полученное образование невысоки.
- Она слишком директивна и активна.
- Она слишком "дигитальная" и недостаточно аналоговая.
- В ней не уделяется достаточно внимания прошлому клиента и его детскому опыту.
- У нее все еще нет исчерпывающей теории личности.
- Она недостаточно тщательно исследует отношения между психотерапевтом и клиентом.
- Она не придает большого значения неосознаваемым мыслям и вытесненным чувствам.
- Она легко может показать клиентам их иррациональные убеждения, но это не всегда побуждает их изменить данные убеждения.
Биография
Альберт Эллис являлся исполнительным директором Института рационально-эмотивной психотерапии в Нью-Йорке. Степень доктора он получил в 1947 г. в Колумбийском университете. Эллис — лауреат многочисленных премий; опубликовал свыше 600 статей, глав в книгах и обзоров. Он является автором или редактором-составителем свыше пятидесяти книг, а также консультантом двенадцати журналов по психотерапии.
На основании опыта работы с более чем 15 тысячами клиентов Альберт Эллис создал концепцию рационально-эмотивной психотерапии. Он был в числе первых психотерапевтов, которые стали применять интегративный подход: начиная с 1943 г., Эллис использует и пропагандирует различные когнитивные, эмотивные и поведенческие методы. Он известен также как один из главных пропагандистов современной секс-терапии, психотерапии супружеских пар и семейной терапии. Он энергично выступает за подход к психотерапии, получивший название "система двойного выигрыша". Суть его в том, что психотерапевт помогает людям изменить как самих себя (живущих в определенной структурированной системе), так и систему, в которой они существуют. Доктор Эллис умер в своей квартире в 2007 г.
Литература
Ellis, А. (1962). /Reason and emotion in psychotherapy./ 5'ecaucus, NJ: Citadel Press.
Ellis, A. (1973). /Humanistic psychotherapy: The rational-emotive approach./ New York-McGraw-Hill.
Ellis, A. (1985). /Overcoming resistance: Rational-emotive therapy with difficult clients. /New York: Springer.
Ellis, A. (1988). /How to stubbornly refuse to make yourself miserable about anything-yes, anything!/ Secaucus, NJ: Lyie Stuart.
Ellis, A., & Dryden, W. (1987). /The practice of rational-emotive therapy./ New York: Springer.
Ellis, A., &Grieger, R. (Eds.). (1986). /Handbook of rational-emotive therapy./ New York: Springer.
Ellis, A., & Harper R. A. (1975). /A new guide to rational living./ North Hollywood CA: Wilshire Books.
Schwartz, R.M. (1982). Cognitive-behavior modification: A conceptual review. /Clinical Psychology Review, 2,/ 267—29.
Smith, T.W., & Allred, K.D. (1986). Rationality revised. In P.C. Kendall (Ed.), /Advances in cognitive-behavioral research and therapy, Vol. 5/ (pp. 63—87). New York: Academic Press.